Начну идалека. Помните, в Шварцевской «Золушке» описана вот такая игра:
— В фанты, — приказывает король. — В королевские фанты. Никаких фантов никто не отбирает, никто ничего не назначает, а что, ха-ха, король прикажет — то все, ха-ха, и делают.
Конечно, если подумать, у нас в стране в последнее время вообще все происходит в строгом соответствии с правилами этой незатейливой игры. Но с ЕГЭ это как-то особенно хорошо заметно.
15 октября прошло заседание коллегии Минобрнауки на тему «Об итогах проведения единого государственного экзамена в 2008 году и планах его организации в 2009 году». На нем Главная фурсенка всея Руси вбила, кажется, последний гвоздик в гробик российского среднего (а значит, и высшего) образования, авторитетно заявив:
ЕГЭ (ха-ха) — это лучший (ха-ха) инструмент оценки знаний учеников. Назад пути (ха-ха) нет. ЕГЭ будет реализован в том виде (ха-ха), в котором это было прописано в законе.
Нас не интересует, что без малого половина выпускников школ в прошлом году завалила либо русский, либо математику (а значит, по правилам, вступающим в силу со следующего года, сотни тысяч выпускников не получили бы аттестаты).
Нас не интересует, что теперь вместо прохождения программы учителя вынуждены натаскивать детей на решение этих идиотских заданий.
Нас не интересует, что абсолютное большинство учителей и директоров школ, преподавателей и ректоров вузов (за исключением тех, конечно, кто удачно присосался к этой системе) категорически против введения обязательного единого экзамена.
Нас не интересует, что вокруг ЕГЭ народилась целая индустрия — тебя подготовят к ЕГЭ, тебе решат ЕГЭ, тебе даже продадут самое настоящее свидетельство о сдаче ЕГЭ — за Ваши деньги любая прихоть.
И меньше всего нас интересует, что проводившийся последние 8 лет эксперимент по введению ЕГЭ противоречит Конституции РФ, в которой ясно сказано:
Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Ни у кого не спрашивали. Сотни тысяч выпускников просто взяли и превратили в лабораторных крысок. Что король прикажет, то все и делают.
Эм, неужели это проблема именно ЕГЭ, что дети не могут решить самые идиотские задания? Да, оно крайне далеко от идеала. Да, там практически нерешаемое граничит с полным идиотизмом, НО, прежде всего, если школьник может решить ЕГЭ, значит, его хоть чему-то, да учили. У нас, например, даже конченые двоешники в прошлом году получили тройки, чуть-чуть не дотянув до "хорошо". Меня вот больше всего в тёрках на эту тему поражают позиции "правозащитников". Одна часть приводит примеры детишек-отличников, которые получили "два", но "если бы сдавали обычный экзамен, получили бы медаль". Другая же делает упор на двоешников, которые каким-то чудом решают всё и получают 100 баллов. Вот уж что вызывает искренний здоровый смех. Простите, а что за "отличник", не в состоянии решить уравнение типа lgx=3?.. In My Humble Opinion, либо все эти страсти насчет ужасов ЕГЭ раздуты либо родителями обиженных школьников, которых 10 лет тянули-тянули, но, как дошло дело до независимой экспертизы знаний, не вытянули, либо это серьезно задевает чьи-то финансовые интересы.
В общем, лично я, человек, прошедший ЕГЭ по русскому, математике и физике, ничего столько страшного и пугающего в нем, хоть убей, не вижу.
>неужели это проблема именно ЕГЭ, что дети не могут решить самые идиотские задания?
Нет, проблема тут не в заданиях ЕГЭ, имхо. Проблема в катастрофической нехватке хороших учителей и, как следствие, в тотальном падении уровня образования.
Никто не спорит, что способные ученики без особых проблем справятся с этими заданиями. И им, собственно, совершенно пофигу, что сдавать - ЕГЭ или обычный экзамен.
И я вполне согласен с тем, что необучаемый дебил и нормальный троечник - это две большие разницы, и ЕГЭ их дифференцирует лучше, чем классический выпускной экзамен.
Но блин, одна из основных проблем в нашем образовании заключается в том, что "стандартный" выпускник школы не готов к поступлению и обучению в ВУЗе. Вступительные экзамены позволяли хоть как-то отсеять неспособных. Причем не каких-то там усредненных неспособных, а именно тех, которые не готовы к поступлению в конкретный ВУЗ, исходя из его собственной специфики.
Единый экзамен с этой задачей никак не справляется, даже притом, что каждый ВУЗ устанавливает собственную шкалу перевода баллов. Получил 100 по математике - и тебе открыта дорога везде, например, в МФТИ. А между тем, вступительный экзамен в Физтех по уровню не шел ни в какое сравнение с ЕГЭ.
>> Единый экзамен с этой задачей никак не справляется, даже притом, что каждый ВУЗ устанавливает собственную шкалу перевода баллов. Получил 100 по математике - и тебе открыта дорога везде, например, в МФТИ. А между тем, вступительный экзамен в Физтех по уровню не шел ни в какое сравнение с ЕГЭ.
Покажите мне такого человека, который получил 100 баллов по математике (то есть решил нетривиальную геометрическую задачу и 2 нехилых примера с параметрами) и не в состоянии нормально учиться в МФТИ или МИФИ. Попробую привести живой пример: в этом году из моей школы поступило по ЕГЭ в МФТИ 2 человека с приличными, но не идеальными баллами. Конечно, их уровень подготовки далек от совершенства, но их вины в этом нет. Сейчас чувствуют себя в Долгопрудном вполне комфортно, учатся примерно на одинковом уровне с теми, кто, скажем так, повезло со школьными учителями чуть больше, хотя, конечно, первая сессия все покажет)
Да, безусловно, уровень образования в наших школах оставляет желать лучшего, и те же вышеупомянутые 50% двоек этому реальное подтверждение. Но до тех пор, пока подъем школ не станет приоритетным, как это модно говорить, "нанотехнологическим национальным проектом", ЕГЭ - единственный шанс талантливому выпускники из какой-нить глубинки пробиться в нормальный вуз.
Можно сколько угодно приводить примеры тех, кто успешно справился с ЕГЭ и теперь успешно учится в хорошем ВУЗе. Никто не отрицает, что такие были, есть и будут.
Видел я эти нетривиальные задачи. Да, они не слишком простые. Но принципиально разных примеров группы C не так уж и много. Остальные отличаются с точностью до чисел. Можно потратить пару месяцев исключительно на их решение, забив на все остальное, - и они не будут составлять никакой проблемы даже для не слишком способных учеников. И зайца можно научить курить.
А если добавить к этому тот факт, что свидетельствами еще и вовсю торгуют, то в общем и целом результат ЕГЭ представляется мне не слишком конвертируемым в реальный уровень знаний.
Дипломами тоже торгуют, поступить в универ можно за деньги. Какая разница, как человек прошел, "договорился" с приемной комиссией или купил сертификат?
Ладно, другой пример. Наш класс прямо таки натаскивали исключительно на ЕГЭ, решали часть "С" в огромных количествах. Результат: До отметки в 95 баллов никто не добрался, хотя 1 человек сейчас на мехмате, 1 на ФОПФе, 2 на "Б", 1 в СПбГПУ. Довольно неглупые (к черту скромность =)) люди не смогли до конца все решить.
Да, задания в отдельно взятый год отличаются исключительно коэффициентами, но, что в этом плохого? Каким будет задание (в частности С5, которое, по большому счету, и является для отличника единственным, влиящим на финальный балл) не знает никто. Задание может остаться таким же, но способ решения абсолютно другой.
Это что касается математики. А вот с русским - согласен. Меня, человека, совершенно далекого от русского языка, вымуштровали на приличные баллы, буквально шаблоны сочинений учили.
Про физику вообще молчу. Все задачи, даже С6, делаются в одно действие.
>> ЕГЭ представляется мне не слишком конвертируемым в реальный уровень знаний.
Согласен, но оценить этот уровень с приемлимой погрешностью позволяет вполне.
Наш класс никто на егэ не натаскивал (ну не было оно обязательным во многих регионах в то время, да и в мифи было проще поступить, сдав обычные экзамены), егэ решались наравне с классическими вступительными экзаменами, ну и результат одна 100 по математике и одна по физике.