Здравы будьте, православные! Да и остальные, не болейте. Сегодня один из двунадесяти главных праздников Православной церкви — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Всвязи с этим, уместно будет описать недавний эпизод из моих трудовых будней, имевший место быть не далее как с понедельника по вторник.
Хранится в храме-музее Николы в Толмачах одна из самых почитаемых на Руси икон — Владимирская икона Божией Матери. По преданию, написана она не кем-нибудь, а самим апостолом Лукой еще при жизни центрального персонажа композиции. Впрочем, как ни исследовали ее орды искусствоведов своими сатанинскими приспособлениями, все как один датируют ее никак не ранее конца XI века.
Икона сия не просто так в храме висит, а упакованная в специальную герметичную капсулу, дабы ни стихия, ни особо рьяные почитатели вреда ей не учинили. Но пришло время реставраторам эту капсулу починять. То ли прохудилась она, то ли ради профилактики, — знать не знаю, ведать не ведаю. А только доподлинно мне известно, что на время починки отдали саму икону в запасники Третьяковской галереи.
Обрадовались искусствоведы, что икона без всякой капсулы в запаснике лежит, и давай ее опять исследовать — и рентгеном ее просвечивают, и в инфракрасном диапазоне фотографируют, да и обычного, видимого диапазона, тоже не гнушаются. И вспомнили они, что есть у них еще одна хитрая машина, способная элементный состав пигментного слоя определять. Иначе говоря, сообщает, чем, собственно, разная живопись живописана.
Но побоялись искусствоведы эту хитрую машину сами к такому деликатному объекту применять, и позвали, значит конструкторов великих, эту машину сконструировавших. Нас, то бишь.
Богоматерь Владимирская, возлежащая под перстом указующим и датчиком измеряющим
Пятьдесят раз опускали конструктора датчик свой хитрый к поверхности образа святого. Да не касаясь его, а на расстоянии минимум 500 микрометров, дабы не попортить ненароком работу мастера неизвестного. Да и обратную сторону, где живопись тоже наличествует в виде престола уготованного и орудий страстей, не забыли:
Прибор сей, рентгенофлуоресцентным спектрометром именуемый, исправно облучал икону чудотворную излучением тормозным рентгеновским, да излучение характеристическое рентгеновское, от атомов ее в результате исходящее, детектором своим кремниевым регистрировал да обрабатывал. А характеристическое излучение для каждого элемента индивидуальный спектр имеет, посему и можно состав элементный качественно и количественно определить.
Увидели конструкторы да искусствоведы, что помимо прочих элементов, присутствуют в красочном слое свинец (свинцовые белила, основной карбонат свинца), стронций (меловой слой левкаса, карбонат стронция в примеси к карбонату кальция) да ртуть (киноварь, сиречь сульфид ртути) в избытке, использованные древним мастером в различных стадиях процесса иконы написания.
Не без оснований мысленно экстраполируя этот факт на всю иконопись как таковую, можно судить, что принятый у многих воцерковленных православных обычай целования икон, с фармакологической точки зрения, прямо скажем, не полезен.
Что касается спектров Богоматери... Да спектры как спектры, нечего на них смотреть человеку неученому да в делах наших спектрометрических не подкованному.
А между тем, в запаснике том, где измерения измерялись, других икон, древних да не очень, — не счесть (порядка 6000, по словам хранителя).
И хранят их супостаты-музейщики на таких движущихся стенках, на манер огромного шкафа-купе:
Впрочем, там не только иконы имеются. Вот, например, скульптурное изображение Святого Георгия (век этак XVI), раньше украшавшее одни из въездных ворот Московского Кремля:
В общем, множество культурных и духовных ценностей там хранится и никому из простых смертных не показывается. А нам, значится, показывается. Ибо мы хоть и смертные, да не простые, а рентгенофлуоресцентные анализаторы мастерящие.
Все ртути, стронции и прочия свинцы въ соединенияхъ пребываютъ, а посему вредны ли иконопочитательныя обычаи целовальные - сие загадка великая есть.
Вот ежели какой православный мужъ али жена православная приидетъ до иконы сей со слюною нечистой, и слюна сия, не по Божиему промыслу, но по диавольскому наущению, вступитъ въ реакцию греховную съ соединениями сиими, да возникнетъ щёлочь едучая, али кислота кислючая, али въ воздухе пары ядовитыя - тогда не сдобровать прихожанамъ добрымъ.
Едина мысль лишь утешить можетъ рабов Божиих: ежели на иконе сей микроорганизмы (твари Божьи) живутъ и плодятся, то не страшны добрымъ людям слюны страшныя да ядовитыя - а страшны имъ организмы сии, къ коимъ подступать следует токмо с молитивою Божией.
К ужасу своему - почти на лету :( Причём халтурно: не везде "ъ" поставил, где надо, да и окончания не везде правильные (нечистой->нечистою, сдобровать->сдобровати и т.п.).
Так а чего результаты-то не упомянули? Какой в итоге век/год определили?
Тот метод, который мы используем, просто заменяет (отчасти) традиционный химический анализ. Эта икона уже давно исследована вдоль и поперек, так что ничего нового в плане датировки мы при всём желании не смогли бы добавить. В данном конкретном случае проводилось просто накопление базы данных спектров на заведомо подлинном произведении.