Из скромности я остерегусь указать на тот факт, что в день моего рождения звонили в колокола и было всеобщее народное ликование.
Злые языки связывали это ликование с каким-то большим праздником, совпавшим с днём моего появления на свет, но я до сих пор не понимаю, при чём здесь ещё какой-то праздник?
Аркадий Аверченко
Пост с эпиграфом. Опытный читатель сразу понял: сейчас что-то умное будет.
Итак, полным ходом продолжается подготовка к надвигающемуся визиту в МИФИ предстоятеля Русской Православной церкви Патриарха Московского всея Руси Кирилла. На Руси принято встречать дорогого гостя с большим размахом. Но раз с пирогами не положено (Великий Пост в самом разгаре), то уж музыку-то надо организовать.
Не обращайте внимания на ироничный окрас повествования, это сильнее меня. Поэтому передаю слово нашему вечно законспирированному корреспонденту с места событий (точнее, с его позволения, вытаскиваю его слова из дебрей форума под ослепительные софиты моего бложика):
Патриарха собрались встречать с колокольным звоном. Для звона пригласили инструменталистов, играющих на так называемых плоских колоколах, или «било», изобретенных русским звонарем Александром Ивановичем Жихаревым. Соответственно, сегодня они к нам приехали и разместились около проходной в ожидании начальства. Ну а я просто не мог пройти мимо такого чуда как колокольный звон в стенах МИФИ.
Била состоят из бронзовых и латунных пластин особой формы, настроенных на определенный лад. По ним стучат колотушкой, и пластины пронзительно и мощно вибрируют. Я по ним тоже постучал немного. Звучат они действительно мощно — слышно было, наверное, на весь институт. Подносишь руку и чувствуешь вибрацию воздуха от пластины. А если стоять спереди, совершенно оглушает.
Естественно, не обошлось без вопросов: резонансы, обертона, частоты... Звонарь и изобретатель Александр Иванович Жихарев (слева) внимательно слушает вопросы человека с факультета Т:
Оказалось, что физик со звонарем вполне могут найти общий язык :) Хотя музыкальное образование тоже не помешает (чтобы понять звонаря, надо все-таки отличать терцию от октавы). Как рассказал изобретатель, каждая пластина отливается под определенную ноту (форма и материал определяет), а после отливки происходит самое интересное — она вручную подгоняется под нужную частоту. Точнее, частоты обертонов подгоняются под основной тон, чтобы звучало музыкально. Это делается путем выпиливания в них отверстий, ямок или просто вырезов на краю в определенном направлении, что изменяет частоту стоячей волны.
Они дешевле и компактнее колоколов, соответственно, многие церкви их используют. А звучат они вот так:
Не знаю понравится ли патриарху, а мне вот очень понравилось :) Звучит, действительно, очень красиво.
ЗЫ Кто хочет послушать эту нечеловеческую музыку, могут приходить каждые выходные в Коломенское — они там играют.
А что, металл? Металл. Тяжелый? Думаю, конструкция эта весит будь здоров.
Во первых непонятно почему изобретатель. Била существуют давно, и были они и каменными, и деревянными, и только потом - металлическими.
Их проще изготовлять, они дешевле, и повсеместно использовались как альтернатива колоколу.
Во-вторых - это всё конечно шикарно, но у колокола звуковая волна распространяется сферически, в то время как у бил фронт волны - плоский, в связи с чем наблюдаются (вернее наслышаются) заметные искажения звука при смещении относительно плоскости волны.
П.с. Стоял с торца установки, звук премерзкий...