Вяло пображивая по просторам, наткнулся на небольшую зарисовку некоего Мэтта Майта, профессора далёкого университета штата Юта. Каждую осень он объясняет своим студентам, будущим соискателям учёной степени Ph.D. («доктора философии», а по-нашему кандидата наук, и совсем не обязательно философских), что значит получить эту самую учёную степень. Далее весьма вольно переведу оригинал на человеческий язык, учитывая терминологические различия между нашей и тамошней системами образования:
Представьте себе круг, в котором сосредоточены все знания, накопленные человечеством:
К моменту окончания начальной школы вы знаете совсем немного:
Окончив среднюю школу, вы знаете чуть больше:
Со степенью бакалавра (или, как вариант, закончив нечто средне-специальное либо оттрубив три-четыре года в чём-нибудь высшем) вы обретаете какую-никакую специализацию:
Становясь магистром (специалистом), вы углубляете эту свою специализацию:
Основательно закопавшись в научных трудах соответствующей тематики, вы упираетесь в границу человеческих познаний в избранной вами области:
Уперевшись в неё, вы фокусируетесь на этом и только на этом:
Упираетесь в этот предел в течение нескольких лет:
И вот, в один прекрасный день сдвигаете границу непознанного:
Образовавшийся пупырышек (хотя, скорее написанная вами про него тонна макулатуры), грубо говоря, и есть ваша долгожданная кандидатская (или докторская) степень:
Естественно, мир для вас выглядит теперь несколько иначе:
Так что не забывайте про первую картинку:
Продолжайте упираться.
Во всяком случае, так оно, по идее, должно быть. Не знаю, как у них там, но у нас кандидатские (да и докторские) корочки являются следствием сдвига границы непознанного лишь чуточку чаще, чем никогда. Читывал я не так давно один авторефератик докторской (даже не кандидатской, заметьте) диссертации — страшно представить, что стало с пальцем, из которого она была зверски высосана. Но дядя с этой ересью чудненько защитился. И это нынче не исключение, а самое что ни на есть правило.
P.S. Да, кстати говоря. На днях случайно выяснил, что, оказывается, в некоторых семьях грядущее первое сентября — это в натуре праздник, на который учащимся представителям этих семей (во всяком случае, школьникам) дарят всамделишные подарки O_o
Ну человеческие знания не представляются окружностью, где-то человек упирался дольше, где-то не упирался совсем, вот и получается непонятно какая фигура. Про фрактальность, кстати, не согласен, ну да это все бесполезная философия. Комментарий меня заставили написать последние три параграфа заметки, если про корочки я еще догадывался, то в случае с первым сентября я попячен и дезориентирован.
Alastor, вроде как после получения ученой степени человеческие знания и перестали быть окружностью, как показано на последнем рисунке;) окружность - начальное состояние)
Ну человеческие знания не представляются окружностью
вроде как после получения ученой степени человеческие знания и перестали быть окружностью
Напомню, что несколько лет назад некто Перельман доказал гипотезу некоего Пуанкаре, из которой напрямую следует, что процитированные выше высказывания бессмысленны. Действительно, предполагая односвязность и компактность области человеческих знаний (а заключив их в окружность, мы сделали существенно более сильное допущение), можно однозначно сказать, что эта область гомеоморфна сфере той же, что и область, размерности.
Впрочем, односвязность и в особенности конечномерность области знаний человечества - вопрос дискуссионный.
А мне кажется что очень даже верно и правильно. Тем более что реально сдвинуть границу непознанного очень даже трудно и людей кто сделал это не так много. Это такие как Резерфорд и на него похожие.....