Что бы там ни говорили и какие бы технические прибамбасы ни изобретали, всё равно лучший друг студента на экзамене — это папа-проректор старая добрая шпаргалка, любовно написанная собственной рукой. Секретами мастерства по случаю решил поделиться Александр, выпускник 27-й кафедры МИФИ.
Делаю перепост сюда, ибо 404342-е сообщение нашего форума искать куда сложнее, чем 572-ю заметку моего бложика :)
Пиши всегда шпоры. По лекциям, либо по рекомендованному лектором учебнику. Обязательно с доказательствами (не менее двух на вопрос билета), компактненько. Тонкой ручкой. Как все напишешь и останется немного свободного времени — можно начинать учить, НО обязательно выучи наизусть все формулировки пройденных теорем и определения (особенно в дельта-эпсилон символике). Идея заключается в том, что варит у тебя котелок или нет — к экзамену ты будешь готов (т.е. не с пустыми руками).
Списать не так уж и сложно. Оптимальный вариант идти получать билет ~ во второй десятке. Так тебе, скорее всего, не достанутся места на первых партах, а пока препод будет выдавать билеты оставшимся (~10 минут) — у тебя будет великолепный шанс достать и удобно разместить на поле боя две нужных шпоры (1 и 2 вопросы билета), а остальное припрятать. И спокойненько начать сливать содержимое шпоры. Главное не вести себя подозрительно. Шпору клади прямо на экзаменационный лист — так глаза бегать не будут — сможешь переписать быстро. В момент переписывания мозг отключаешь полностью — работаешь на скорость. Если приближается препод на опасное расстояние — не спеша большим пальцем левой руки уводишь шпорку под левую ладонь. Тут главное — не бегать глазами, не ёрзать и ничего не делать рукой, которой держишь ручку, кроме того, чтобы писать. И никогда, запомни, никогда не списывай с коленей. Это видно ппц как из любой точки аудитории. Как только напишешь билет и уберешь всё палево, тогда — включаешь голову и разбираешься, что написал.
Ну и некоторый технический совет — шпоры быть все строго одинакового размера. пронумерованы в одном и том же месте (лучше в уголке). Скреплены, а лучше прошиты ниткой, чтобы при отрыве одной они не рассыпались. Нумерация нужна для того, чтобы быстро можно было найти нужную шпору по вопросу. Список вопросов раздаётся лектором ещё до зачетной недели. Этот лист можно проносить с собой на экзамен и класть рядом с собой — вам и слова никто не скажет. Но по нему вы сможете найти моментально нужную шпору из своего архива. Если всё-таки лист обломится сделайте на его подобии шпаргалку-оглавление. Цвет бумаги шпор лучше максимально подобрать к цвету экзаменационного листа. Такие листы можно без проблем нарыть после какого-нибудь экзамена в аудиториях МИФИ. Наберете один раз ворох — на всю учебу хватит. У меня была целая папка таких бумаг, в которую я лез перед каждым экзаменом, чтобы наделать шпаргалок. Не вздумайте печатать шпоры — только писать самому. Знания через тупую писанину все же загоняются в мозг. Оптимальный размер шпаргалки — 4×9 см.
Я так вообще сдавал всё (кроме специальности — там я фишку рубил и без этого, а вот ТФКП, УРМАТЫ и прочее...) и всегда, пока не закончил МИФИ. Причем не стоит думать, что это плохой вариант. При таком раскладе как минимум 30% всего курса ты будешь знать. И если приспичит, сможешь даже вывести какое-либо доказательство если экзаменатор попросит. Кстати, ни разу меня так и не запалили :)
Ни убавить, ни прибавить. Разве что в дополнение — один маленький гуманистический совет: никогда не пытайтесь пользоваться чужими шпаргалками (написанными товарищем и тем более вытянутыми из интернетов). В чужих шпорах разбираться сложно, а во время экзамена — и вовсе невозможно.
Также настоятельно рекомендуется к прочтению соответствующая статья из нашей замечательной Энциклопедии.
Ну и успехов всем студентам на экзаменах. Берегите мозг — второго не дадут.
P.S. Случайно почерпнуто из дебрей вконтакта: «Если написать шпаргалку карандашом на денежной купюре, то попытка отобрать шпаргалку у студента будет выглядеть как взятка» :)
В сложившейся ситуации совет вполне адекватный. Я сам своим студентам наказывал писать "конспекты" с теми же принципами: собственноручная запись ответа на каждый экзаменационный вопрос. Не забыл, конечно, добавить, что в случае непосредственного использования такого "конспекта" на экзамене студент отправится на переэкзаменовку.
> И никогда, запомни, никогда не списывай с коленей.
Чушь и предрассудки! Студенты не верьте. В Мифяге всегда списывал с коленей. Человек пишет что это плохой метод, т.к. никогда не умел его использовать. Вас никогда не запалят со шпорой на коленке (если конечно вовремя и аккуратно убирать ее оттуда в приближении препода), если голову держать наклоненной над экзаменационным листом. В данной ситуации никто не видит куда направлен ваш взгляд. Единственный раз за пять с половиной лет меня запалили со шпорой, когда я достал ее на парту и положил на экз лист. И это было на втором курсе на экзамене по линейку у товарища Бухаровой. Товарищи не верьте советам и будьте благоразумны. Хотя совет про рукописные шпоры и правда - в точку. Господа будущие инженеры - пишите шпоры сами!