А за окошком — месяц май. Тот самый месяц, когда неокрепшие юные умы вдруг неожиданно находят мой малость подзаброшенный в последнее время сайт. Некоторые из них даже пишут письма. Наставь, мол, Учитель, на путь истинный, открой путь к Свету и всё такое. Скажем, вот:
...Был мифистом, перевёлся (не доучился), сейчас, так сказать, на распутье. Не то учиться, не то работать и сразу пытаться что-либо делать. Как славный мифист, периодически почитывал летопись мифи, но вот только сегодня наткнулся на http://live.mephist.ru/?mid=1309200451. Про выбор вуза — поучившись — я полностью с вами согласен. Но мне кажется, вы оборвали мысль. Как по вашему, вся эта затея с высшим образованием себя оправдывает? При наличии мозга, рук и интернета, можно научиться всему (или почти всему), избежав вороха ненужной ерунды и уймы потраченного в никуда времени.
Кстати, относительно упомянутой в тексте письма заметки. Недавно гулял с одной очаровательной мадемуазелью по местам её детства. В частности, проходили мимо детского сада, кудя ей в нежном дошкольном возрасте посчастливилось быть отгружаемой по рабочим дням. Нормальный такой, типовой советский детский садик. На ограждающем его заборе ныне гордо красуется вывеска: «Негосударственное образовательное учреждение. Институт какого-то там предпринимательства с каким-то там менеджментом. Диплом государственного образца. Бла-бла-бла. Отсрочка от армии». Чёрт, в наше странное время я даже готов поверить, что сие образовательное учреждение в процессе перепрофилирования особо и не меняло штат сотрудников. Но я не об этом.
Так вот, вопрос. Оно вообще надо, это высшее образование? Ведь есть же, в самом деле, интернет, где, вроде бы, в свободном доступе информации в миллионы раз больше, чем дадут в каком бы то ни было образовательном учреждении. В одной Википедии, вон, ну всё же написано.
Но как-то смешно даже представить, что можно стать толковым специалистом хоть в какой-либо области, лишь просидев сколько-то времени за монитором. При наличии мозга, рук и интернета можно научиться, на самом деле, только тому, что и, так сказать, «в бою» требует только мозга, рук и интернета. А это, если честно, очень ограниченный набор... хм... наук.
Да и дело-то не только и не столько в самих науках. Самое важное, что человек получает в процессе обучения в ВУЗе — это практика самостоятельной творческой работы. От курса к курсу тебе ставят всё менее формализованные задачи, давая всё меньше вводных инструкций. Сначала всё просто: минимум творчества, максимум чётких алгоритмов. Делай это, получишь это. Плавно, постепенно всё доходит до того, что в качестве финального аккорда обучения тебе уже просто говорят: поставь себе задачу, реши её, напиши об этом кирпич страниц на сорок, расскажи об этом уважаемым людям — и мы дадим тебе вожделенный диплом.
Пункт первый. Почти невозможно самостоятельно научиться чему-либо, не имея связанной с этим реальной практической задачи. Пункт второй. Вот так вот вдруг взять и поставить самому себе эту самую реальную практическую задачу, да не слишком простую (а то неинтересно, да и мало чему научишься в процессе решения), да не слишком сложную (а то опустишь руки посреди дороги) — ещё сложнее. Пункт третий. Пункту второму тоже нужно сперва научиться, смотри пункт первый.
И самая большая ценность высшего образования, главный смысл этого пяти- (плюс-минус год) летнего марафона — это как раз получение такого волшебного скилла: уметь самому себе поставить задачу, разобраться в ней и решить, по дороге научившись чему-то новому. Человек, не имеющий такого скилла, к так называемому высококвалифицированному труду просто не пригоден.
Да, есть люди, которым высшее образование в указанном смысле не помогает. Есть и такие, которые и так умеют самостоятельно учиться. Но этих настолько мало, что надеяться на свою принадлежность к ним (едва удержался, чтобы не написать «к нам») — верх самонадеянности.
Высшее образование - вещь полезная. Хотя интернет недооценивать тоже нельзя. В той же википедии (англоязычной, разумеется) можно найти практически любое уравнение с выводом. А поиск Гугл по статьям - это вообще страшная вещь.
Эх, если бы дипломы писались вот так: эволюционно, от четко поставленной задачи к творческому решению проблемы.
Это вариант, пожалуй, 100%-ного успеха и 100%-ного усвоения альма-матерского молока.
А я вот - не готов признаться (или даже поверить), что МИФИ меня научил такому волшебническому мастерству, о котом пишет автор. Ну разве только сформировался круг приоритетов и стиль решения проблем выработался (все в последний момент, чтобы выглядело выполненным, а уж остальное - как нибудь).
Хотя немного уверенности в собственных силах будущий диплом добавит (нонче 5-й курс). Вот только соображать лучше, чем в школьные годы, однозначно не стал. Скорее наоборот - лень с годами растет, а трудолюбие не культивируется (может общага развратила?).
Себя всегда успокаиваю твердым убеждением, что высшее образование украшает человека. И, как говорил нам Першенков на дне открытых дверей в 2007 году: "Мифиста отличают умные глаза". Как вариант.
а я вот до этого момента думала, что самому себе задачи ставить может абсолютно каждый...и до меня почему-то все никак не доходило (да и на самом деле до сих пор не доходит), почему народ сам не может определить, что и как надо сделать (ну я беру в пример банальное админство ресурса).
А когда писала диплом, то меня раздражало одно. Вот вроде как тебе говорят - тема такая-то (чтоб на пальцах - Новая обертка для шоколадки). И все на этом. Вот и как вообще диплом-то писать? Оо
Ну да, предпроектное исследование и проч. Ну поставишь ты себе задачу, придешь, озвучишь - тебе скажут: "не то". И че, долго так в поломанный телефон играть?
В общем все это конечно хорошо - учить людей думать самостоятельно, это даже полезно. Но методы не совсем удачные... во всяком случае нынешние методы просто запутывают. На словах одно, а на деле совсем иное - нет, конечно в жизни всегда так, но ё-мое, надо как-то от этого избавляться
Думаю, что высшее образование получить легче, чем выучить всё то же самое самому. В вузе тебе не только кладут в рот знания, но и контролируют их разными способами. В самообучении самое тяжёлое — правильно оценить свои способности и силы.
Ой как мне не верится, что институт учит ставить и решать практические проблемы. Из всех знакомых и родственников, кто уже обладает неким высшим образованием, только половина работает по профилю. И у тех кто всё-таки работает исходя из того образования которое получил, лишь толика и вправду обладает "творческим" подходом. Научиться можно всему. А вот чтобы самостоятельно создавать алгоритм исходя из кокретной проблемы - нет. Лишь подбор подходящего из уже знакомых и проверенных.
Ну вот где скажем можно проявить творческий подход в радио-инженерии? Поломка - устранить быстро, качественно исходя из имеющихся данных. Сделал неправильно - всё сгорело. Тут, уж простите мне мой максимализм, либо 5, либо 2. И два может повлечь, если не штраф, то собственную кончину от удара током.
Поэтому на технических специальностях "творчество" переходит в "эффективность". Единственное, что не позволяет самостоятельно научиться "эффективности" - качественно, грамотно, быстро выполнять работу, так это опыт, нужна практика. Собственно всё тоже самое можно сказать и о творчестве - нужно уметь пораскинуть мозгами, придумать, осуществить.
Тогда у меня следует вполне себе логичный вопрос: А почему бы тогда не обучать специалистов по принципу "мастер - ученики". Это постоянная практика, опять же, мастер может обучать и теоретической части, сразу же её закрепляя. И сам же будет оценивать пригодность учеников к работе. Конечно не всё так просто, мастеров может быть несколько, комиссии, проверки, общий практикум и т.д.
Ну и совсем мозгосшибательный вопрос. Заранее: Нет, я не идиот, по крайней мере за собой не замечал.
А так ли нам нужно академическое образование? В то время, когда за рубежом люди изучают конкретные, необходимые им предметы для работы, у них таки есть мотивация это всё иучать, у нас же программа состоит из предметов, которые не нужны. И это на достаточно глубоком уровне.
Примеры. Зачем тому же математику философия. Или гуманитарию различного рода матан?
Да, всё правильно сказал. Только не про ВУЗ, а про ПТУ. А что в России ВУЗов слишком много, а хороших ПТУ слишком мало, и престижем они не пользуются - так это давняя проблема.
Не буду говорить за высшее образование в целом.
Но конкретно про МИФИ. Отличная школа жизни, вырабатывающая коммуникабельность, способность находить и применять информацию, тренирующая быструю работу мозга.
Александр, а если из Ваших слов убрать пафос и характерную для политических агитаций прагматику, совершенно лишенную смысла, что от них останется? Будьте добры конструктивно разъяснить все по пунктам - если хотите отстоять свою точку зрения, конечно. А то у меня, например, "способность находить и применять информацию" ассоциируется с глаголом "гуглить", что не очень вяжется как с традиционно декларируемыми целями высшего образования, так и с тем, что написал автор статьи (хотя, безусловно, в ближайшем будущем этим умением должен будет обладать каждый современный человек, не желающий находиться в отрыве от общества).