Летопись МИФИ

while (me.alive) you.learn();


ЕГЭ-2024
Тесты ЕГЭ Онлайн
Задачи ЕГЭ по математике
Решения ЕГЭ по математике

Вступительные экзамены и специальности
Фишки для Корума:
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z

Рейтинг пользователей Корума
Настроение • Модераторы
Темы • Картина дня • Realtime
Прочие фишки:
Нецензурная брань
Народная орфография
Морзянка онлайн • Калькулятор
Анаграммы • Игра в города

Загрузка календаря

Новые записи

20.05Задача про фермера и его кредит
26.01Актуализация сервисов ЕГЭ по математике 2014 года
05.11Поломалось
28.08Смена парадигмы
18.07Как вести себя в приличном обществе, предварительно обмочив штаны
оглавление »

Лучшие записи

1.Математическое порно1563
2.Ответы ко всем задачам ЕГЭ по математике 2010 года793
3.Тесты ЕГЭ Онлайн515
4.Результаты ЕГЭ по математике368
5.Результаты ЕГЭ по русскому языку268

О чем тут?

NX VBAB Webometrics igjhs А1-08 Абитуриенты Бачинский ВКонтакте Ващенифтему Волга Диплом Дрессировка преподов Дума ЕГЭ Жизнь Забабахал Инновации История Кафедра 26 Кларк Корум Лженаука МИФИ МИФИсты Морзянка НИЯУ Нанотехнологии Наука Образование Омоймоск ПЦ Поздравляю Поиск Президент Преподы Приколы Программное обеспечение Рейтинги Русский язык Сессия Смерть Статистика Стихи Сувениринг Тест Учеба Учебные материалы ФЯУ Физтех Фотки Ядерщики матанализ

Комментарии

День памяти
  20 мая 2023 (мифи умер)

Задача про фермера и его кредит
  20 мая 2023 (Алекс)

Математическое порно
  22 марта 2023 (Angleton)

Российский Союз ректоров
  19 февраля 2023 (Hellen Paul )

В помощь юному радисту: Морзянка 1.0
  13 ноября 2022 (Сергей)

Знахари и шаманы в МГТУ имени Баумана
  5 ноября 2021 (монах из кельи)

Зачет по инженерной графике
  24 августа 2020 (Инженерная графика)

Пасынки Вселенной
  18 февраля 2020 (Max Brown)

Финансовая пирамида за 10 рублей
  7 февраля 2020 (Флора Миллс)

База решений задач ЕГЭ по математике
  26 декабря 2019 (Мария)

$kib@t®onЪ
Сейчас на скибатроне
Шедевры
20 мая 2012, 02:32:26

Смысл высшего образования

А за окошком — месяц май. Тот самый месяц, когда неокрепшие юные умы вдруг неожиданно находят мой малость подзаброшенный в последнее время сайт. Некоторые из них даже пишут письма. Наставь, мол, Учитель, на путь истинный, открой путь к Свету и всё такое. Скажем, вот:

...Был мифистом, перевёлся (не доучился), сейчас, так сказать, на распутье. Не то учиться, не то работать и сразу пытаться что-либо делать. Как славный мифист, периодически почитывал летопись мифи, но вот только сегодня наткнулся на http://live.mephist.ru/?mid=1309200451. Про выбор вуза — поучившись — я полностью с вами согласен. Но мне кажется, вы оборвали мысль. Как по вашему, вся эта затея с высшим образованием себя оправдывает? При наличии мозга, рук и интернета, можно научиться всему (или почти всему), избежав вороха ненужной ерунды и уймы потраченного в никуда времени.

Кстати, относительно упомянутой в тексте письма заметки. Недавно гулял с одной очаровательной мадемуазелью по местам её детства. В частности, проходили мимо детского сада, кудя ей в нежном дошкольном возрасте посчастливилось быть отгружаемой по рабочим дням. Нормальный такой, типовой советский детский садик. На ограждающем его заборе ныне гордо красуется вывеска: «Негосударственное образовательное учреждение. Институт какого-то там предпринимательства с каким-то там менеджментом. Диплом государственного образца. Бла-бла-бла. Отсрочка от армии». Чёрт, в наше странное время я даже готов поверить, что сие образовательное учреждение в процессе перепрофилирования особо и не меняло штат сотрудников. Но я не об этом.

Так вот, вопрос. Оно вообще надо, это высшее образование? Ведь есть же, в самом деле, интернет, где, вроде бы, в свободном доступе информации в миллионы раз больше, чем дадут в каком бы то ни было образовательном учреждении. В одной Википедии, вон, ну всё же написано.

Но как-то смешно даже представить, что можно стать толковым специалистом хоть в какой-либо области, лишь просидев сколько-то времени за монитором. При наличии мозга, рук и интернета можно научиться, на самом деле, только тому, что и, так сказать, «в бою» требует только мозга, рук и интернета. А это, если честно, очень ограниченный набор... хм... наук.

Да и дело-то не только и не столько в самих науках. Самое важное, что человек получает в процессе обучения в ВУЗе — это практика самостоятельной творческой работы. От курса к курсу тебе ставят всё менее формализованные задачи, давая всё меньше вводных инструкций. Сначала всё просто: минимум творчества, максимум чётких алгоритмов. Делай это, получишь это. Плавно, постепенно всё доходит до того, что в качестве финального аккорда обучения тебе уже просто говорят: поставь себе задачу, реши её, напиши об этом кирпич страниц на сорок, расскажи об этом уважаемым людям — и мы дадим тебе вожделенный диплом.

Пункт первый. Почти невозможно самостоятельно научиться чему-либо, не имея связанной с этим реальной практической задачи. Пункт второй. Вот так вот вдруг взять и поставить самому себе эту самую реальную практическую задачу, да не слишком простую (а то неинтересно, да и мало чему научишься в процессе решения), да не слишком сложную (а то опустишь руки посреди дороги) — ещё сложнее. Пункт третий. Пункту второму тоже нужно сперва научиться, смотри пункт первый.

И самая большая ценность высшего образования, главный смысл этого пяти- (плюс-минус год) летнего марафона — это как раз получение такого волшебного скилла: уметь самому себе поставить задачу, разобраться в ней и решить, по дороге научившись чему-то новому. Человек, не имеющий такого скилла, к так называемому высококвалифицированному труду просто не пригоден.

Да, есть люди, которым высшее образование в указанном смысле не помогает. Есть и такие, которые и так умеют самостоятельно учиться. Но этих настолько мало, что надеяться на свою принадлежность к ним (едва удержался, чтобы не написать «к нам») — верх самонадеянности.
FaceBook

ранее:
Прекрасно во всех смыслах
далее:
Говорите, мобильники на ЕГЭ запретили?

Уже 11 комментариев

вверхвниз
1. Chameleon, 20 мая 2012, 17:23:50
...вынужден признать, что, по моим оценкам, я так и не научился ставить перед собой задачи.

PS: С днем рождения!

2. Ardent, 21 мая 2012, 21:01:04
Высшее образование - вещь полезная. Хотя интернет недооценивать тоже нельзя. В той же википедии (англоязычной, разумеется) можно найти практически любое уравнение с выводом. А поиск Гугл по статьям - это вообще страшная вещь.

3. Maxtor, 22 мая 2012, 13:49:16
Эх, если бы дипломы писались вот так: эволюционно, от четко поставленной задачи к творческому решению проблемы.
Это вариант, пожалуй, 100%-ного успеха и 100%-ного усвоения альма-матерского молока.

А я вот - не готов признаться (или даже поверить), что МИФИ меня научил такому волшебническому мастерству, о котом пишет автор. Ну разве только сформировался круг приоритетов и стиль решения проблем выработался (все в последний момент, чтобы выглядело выполненным, а уж остальное - как нибудь).

Хотя немного уверенности в собственных силах будущий диплом добавит (нонче 5-й курс). Вот только соображать лучше, чем в школьные годы, однозначно не стал. Скорее наоборот - лень с годами растет, а трудолюбие не культивируется (может общага развратила?).

Себя всегда успокаиваю твердым убеждением, что высшее образование украшает человека. И, как говорил нам Першенков на дне открытых дверей в 2007 году: "Мифиста отличают умные глаза". Как вариант.

4. Cat_Kira, 24 мая 2012, 11:58:48
а я вот до этого момента думала, что самому себе задачи ставить может абсолютно каждый...и до меня почему-то все никак не доходило (да и на самом деле до сих пор не доходит), почему народ сам не может определить, что и как надо сделать (ну я беру в пример банальное админство ресурса).

А когда писала диплом, то меня раздражало одно. Вот вроде как тебе говорят - тема такая-то (чтоб на пальцах - Новая обертка для шоколадки). И все на этом. Вот и как вообще диплом-то писать? Оо
Ну да, предпроектное исследование и проч. Ну поставишь ты себе задачу, придешь, озвучишь - тебе скажут: "не то". И че, долго так в поломанный телефон играть?
В общем все это конечно хорошо - учить людей думать самостоятельно, это даже полезно. Но методы не совсем удачные... во всяком случае нынешние методы просто запутывают. На словах одно, а на деле совсем иное - нет, конечно в жизни всегда так, но ё-мое, надо как-то от этого избавляться

5. Серый, 28 мая 2012, 16:11:58
Один смысл: чтобы родители не парились, что их ребенок тока жрет и срет

6. iroi, 8 июня 2012, 04:24:48
Думаю, что высшее образование получить легче, чем выучить всё то же самое самому. В вузе тебе не только кладут в рот знания, но и контролируют их разными способами. В самообучении самое тяжёлое — правильно оценить свои способности и силы.

7. Forever lost, 12 июня 2012, 18:49:00
Ой как мне не верится, что институт учит ставить и решать практические проблемы. Из всех знакомых и родственников, кто уже обладает неким высшим образованием, только половина работает по профилю. И у тех кто всё-таки работает исходя из того образования которое получил, лишь толика и вправду обладает "творческим" подходом. Научиться можно всему. А вот чтобы самостоятельно создавать алгоритм исходя из кокретной проблемы - нет. Лишь подбор подходящего из уже знакомых и проверенных.
Ну вот где скажем можно проявить творческий подход в радио-инженерии? Поломка - устранить быстро, качественно исходя из имеющихся данных. Сделал неправильно - всё сгорело. Тут, уж простите мне мой максимализм, либо 5, либо 2. И два может повлечь, если не штраф, то собственную кончину от удара током.
Поэтому на технических специальностях "творчество" переходит в "эффективность". Единственное, что не позволяет самостоятельно научиться "эффективности" - качественно, грамотно, быстро выполнять работу, так это опыт, нужна практика. Собственно всё тоже самое можно сказать и о творчестве - нужно уметь пораскинуть мозгами, придумать, осуществить.
Тогда у меня следует вполне себе логичный вопрос: А почему бы тогда не обучать специалистов по принципу "мастер - ученики". Это постоянная практика, опять же, мастер может обучать и теоретической части, сразу же её закрепляя. И сам же будет оценивать пригодность учеников к работе. Конечно не всё так просто, мастеров может быть несколько, комиссии, проверки, общий практикум и т.д.
Ну и совсем мозгосшибательный вопрос. Заранее: Нет, я не идиот, по крайней мере за собой не замечал.
А так ли нам нужно академическое образование? В то время, когда за рубежом люди изучают конкретные, необходимые им предметы для работы, у них таки есть мотивация это всё иучать, у нас же программа состоит из предметов, которые не нужны. И это на достаточно глубоком уровне.
Примеры. Зачем тому же математику философия. Или гуманитарию различного рода матан?

8. Ilia_, 13 июня 2012, 22:00:15
2 Forever lost.

Да, всё правильно сказал. Только не про ВУЗ, а про ПТУ. А что в России ВУЗов слишком много, а хороших ПТУ слишком мало, и престижем они не пользуются - так это давняя проблема.

9. Александр, 14 июня 2012, 12:08:41
Не буду говорить за высшее образование в целом.
Но конкретно про МИФИ. Отличная школа жизни, вырабатывающая коммуникабельность, способность находить и применять информацию, тренирующая быструю работу мозга.

10. Дмитрий, 16 июня 2012, 19:21:26
Александр, а если из Ваших слов убрать пафос и характерную для политических агитаций прагматику, совершенно лишенную смысла, что от них останется? Будьте добры конструктивно разъяснить все по пунктам - если хотите отстоять свою точку зрения, конечно. А то у меня, например, "способность находить и применять информацию" ассоциируется с глаголом "гуглить", что не очень вяжется как с традиционно декларируемыми целями высшего образования, так и с тем, что написал автор статьи (хотя, безусловно, в ближайшем будущем этим умением должен будет обладать каждый современный человек, не желающий находиться в отрыве от общества).

11. hekot, 12 июля 2012, 11:50:11
Да что там... Самая первая лаба по физике дала то, что никогда никакая википедия не даст.


Рейтинг блогов



 

откуда • куда • где • eureka!
Бездарно потраченное время:
105825 дней