Вчера вот новость на официальном сайте МИФИ появилась:
26 февраля (второник) в 15.00 в Актовом зале состоится заседание Ученого Совета МИФИ
Во-первых (к вопросу о грамотности), «втор
оник» — это какое-то неизвестное мне понятие. В прочем, куда мне... Не суть. Посмотрим,
по каким вопросам они там намерены заседать. Так, сессия простая, сессия научная, дальше:
3. О выполнении программы первого года Инновационного проекта - Панин М.П.
Вот я бы с удовольствием послушал. Почти полгода прошло, как на сайте МИФИ
опубликованы материалы программы — первые и все еще последние. По-прежнему отчет за II квартал прошлого года — единственный доступный документ, в котором по идее
должно быть написано, куда утекает без малого
полмиллиарда рублей, полученных на осуществление «Инновационной образовательной программы».
Но там,
как мы помним, сплошные нули.
4. О создании центра нанотехнологий МИФИ - Менушенков А.П.
Ну, наконец-то администрация МИФИ всерьез подумала о нанизме в собственных стенах. А то как-то тоскливо и пусто было мифистам без собственного центра нанотехнологий. Кстати, 27-ю кафедру уже переименовали в «кафедру микро- и
наноэлектроники»?
Многие студенты интересуются, как выглядит приложение к диплому, и какие оценки туда идут. Я думаю, лучше один раз показать, чем задолбаться объяснять :)
По крайней мере, в прошлом году в МИФИ всем выпускникам выдавали вот такие — два листа со всякими водяными знаками, сшитые и пропечатанные. Ну, разве что перечень дисциплин у каждой кафедры свой, естественно. Обратная сторона второго листа пустая — там только печать.
Завтра, 14 февраля, исполнилось бы 80 лет академику Льву Петровичу Феоктистову, до последних дней возглавлявшему кафедру №61 МИФИ («Кафедра физики высоких плотностей энергии»).
По стечению обстоятельств, именно в этот же день, 74 года спустя, 14 февраля 2002 года, он ушел из жизни.
Работы этого выдающегося ученого, в частности, серьезно повлияли на конструкцию первого серийного образца термоядерного оружия.
Именно ему удалось раскрыть, природу мощного электромагнитного импульса, наблюдаемого при воздушных испытаниях ядерного оружия.
Именно он в 1986 году был фактическим руководителем научного штаба по исследованию причин и разработке мер по ликвидации последствий Чернобыльской аварии.
В прочем, нет смысла приводить громадный перечень его заслуг, тем более что все это подробно описано в книге «Лев и атом» (М.: „Воскресенье“, 2003),
по счастью, местами опубликованной в сети («
Оружие, которое себя исчерпало», «
Учёный, гражданин, мыслитель»).
Важно вот что. В конце 70-х годов прошлого века Лев Петрович Феоктистов по личному убеждению оставил разработки в области военного атома и посвятил себя атому мирному.
Ему принадлежит идея ядерного реактора, сама конструкция которого исключает малейшую возможность перегрева, а следовательно — и катастрофы, подобной Чернобыльской.
Сегодня «Российская газета» в статье «
Комнатный реактор» рассказывает о том, что эта концепция, судя по всему, положена в основу малогабаритного реактора, который в планируют построить в 2008 году... Нет-нет, что вы, не у нас. Это «ноу-хау» будет построено в Японии, компанией Toshiba. Уже в следующем году они хотят наладить серийный выпуск.
А в России это так и осталось всего лишь статьей на страницах первого номера журнала «Природа» за 1989 год...
Недавно я
посетовал на неважные
результаты прохождения
теста на грамотность.
Мол, плохо люди знают русский язык. Но сегодня я понял, что удивляться, в принципе, совершенно нечему.
Поясню свою мысль. Как известно, в 2002 году отмечался 60-летний юбилей всеми нами любимого МИФИ.
Кто только ни поздравил «профессорско-преподавательский состав» и студентов нашей альма-матери
с этой памятной датой. Висящий с тех пор на сайте МИФИ
длиннющий список поздравлений
увенчан не чем-нибудь, а ссылкой на телеграмму всенародно любимого ВсеЕщеДоСихПорПрезидента Владимира Владимировича Путина!
Качество изображения, конечно, оставляет желать выкрутить руки тому, кто его сканировал, но все же прочитать можно:
Качество изображения, повторяю, — хреновее некуда. Но буква
«и» в слове
«инжИнерно-физического» видна достаточно отчетливо и совсем не похожа на
«е». Вот оно какое, поздравление Призедента Путена!
Если таковы тексты, подмахнутые первым лицом государства, то чего уж тут ждать от простых смертных? Тут никакие
igjhs не помогут ;)
Сегодня добавил новый тип
индикатора образованности — на этот раз
специально для МИФИстов. МИФИ же из кого угодно человека сделает, как бы подопытный ни сопротивлялся.
Процесс этот обычно длится немногим более 2000 дней, и за его ходом теперь тоже можно наблюдать. Так, например,
кнопка будет выглядеть для любого нынешнего МИФИста-первокурсника:
Если кто-то уже получил ранее индикатор, то чтобы получить этот, необязательно регистрироваться заново.
Достаточно на
этой странице ввести свои старые логин и пароль и поменять выбранное значение первого выпадающего списка на «
высшее (в МИФИ!)», а затем нажать на кнопку «
Получить индикатор».
После этого, где бы вы до этого ни разместили старую кнопку, она будет выглядеть по-новому.
Ну, и конечно же, никто не запрещает создать новый аккаунт и иметь две разных кнопки одновременно.
Чуть больше месяца назад я
рассказал о проекте Webometrics —
самом обширном по охвату рейтинге ВУЗов мира. На тот момент самые свежие результаты ранжирования датировались
июлем прошлого года. Теперь же доступен
Топ'4000 за январь 2008-го года.
Для начала о глобальном, то бишь в мировых масштабах. Как водится, две новости — хорошая и плохая.
•
Хорошая новость: первый из ВУЗов России, МГУ, занимавший ранее
150-е место,
скакнул вверх на 21 строчку, остановившись на
129-й позиции. Мелочь, а приятно.
•
Плохая новость: в прошлый топ'4000 попало
91 российское учебное заведение.
Теперь я насчитал лишь
77, и по этому показателю в мировом рейтинге Россия опустилась с 8-го на 10-е место,
пропустив вперед США, Японию, Францию, Китай, Германию, Великобританию, Канаду, Тайвань и Бразилию. Пропускать двух последних
как-то уж совсем несолидно. Ну, да ладно.
Как и
в прошлый раз, приведу похудевшую российскую часть четырехтысячника самых-самых
фонящих в глобальное информационное пространство ВУЗов:
А вот и наша, локальная МИФИческая новость. Что удивительно, хорошая. МИФИ поднялся выше на одну строчку, с сомнительного 13-го на солидное 12-е место. Вплотную приблизился к закрепившейся на 11-м месте Бауманке.
А вот Физтех скатился со второй на четвертую позицию.
По теме:
Издание «
Газета.ру»
поведало нам, что вчера в Санкт-Петербурге закончилась 11-я международная научно-инновационная
конференция студентов, аспирантов и молодых специалистов по теме «Ядерное будущее: технологии, безопасность и экология».
На ней, по сообщению издания, было доложено, что пресловутый Федеральный
ядерный университет прямо вот уже открывается:
Представители Росатома подчеркнули, что «ядерный университет как единое отраслевое учебное заведение так называемого распределенного типа учреждается на базе Московского инженерно-физического института (государственный университет)».
Собственно, это мы уже слышали. Радует другая цитата из той же статьи:
Новый вуз предусматривает высшее, последипломное, начальное и среднее профессиональное образование.
Во как! ФЯУ, значит, предусматривает
вообще все уровни образования, начиная, видимо, с начальной школы.
Ну, правильно, физика-ядерщика нужно готовить прямо с первого класса! Жду не дождусь появления новых
учебных пособий:
- «Квантовая физика в первом классе»
- «Термоядерная боеголовка: собери сам»
- «Весело и просто о ядерных нуклидах»
- «Счастливый пи-мезон и его друзья»
Готов лично поработать над их оформлением.
Опыт уже имеется :)
Вот поступаешь в институт... И учишься-учишься, учишься-учишься, и думаешь: «Ну когда же, наконец, это все закончится?»
Прямо как в старые добрые времена, когда качали из инета, скажем, mp3, по модему на скорости 14400 кбит/с... И медитировали над прогресс-баром.
Так вот, теперь у каждого студента (и даже школьника) есть возможность помедитировать над прогресс-баром своего высшего (или, соответственно, среднего) образования!
Вот, например, студент, поступивший в 2005-м году и защищающий диплом в июне 2010-го, может помедитировать вот над этим:
На
странице настройки можно указать свои данные и получить индивидуальный индикатор, который затем можно легко разместить на своем сайте, блоге или в профиле на своем любимом форуме (для этого приводятся соответствующие HTML и BB-коды).
Пока предлагается только одна разновидность индикатора, но совсем скоро появится возможность выбирать цветовую палитру, размеры и фоновый рисунок. Изменить вид ранее полученного индикатора можно будет в любое время: для этого нужно всего лишь не забыть логин и пароль, использованные при его получении.
Вот неожиданно узнал о некоем Всероссийском студенческом чемпионате по управлению бизнесом
«
Business Battle».
В 2007-м году в нем приняли участие аж 992 команды из 162 российских ВУЗов.
Это первый в России
чемпионат по управлению бизнесом, в котором студенческие команды управляют международными
компаниями в условиях глобальной конкуренции. Участники Битвы на время становятся топ-менеджерами
виртуальных компаний, принимая стратегические решения в сфере маркетинга, финансов, производства,
управления персоналом и отвечая за финансовые результаты компании. Их цель — добиться максимальной
цены акций своей компании и превзойти конкурентов.
На основании результатов чемпионата строится рейтинг «боеспособности» российских ВУЗов, который,
как говорят его авторы, является чуть ли не единственным рейтингом, принимающим во внимание реальные навыки
студентов.
Как-то все это не про нас, правда? Ан нет, смотрим первую двадцатку
рейтинга:
Место | Название ВУЗа | Город | Рейтинг (% прошедших дальше команд) | Команд на старте | Команд во 2-м раунде |
1 | МГУ им. Ломоносова | Москва | 90,2% | 51 | 46 |
2 | Брянский государственный технический университет | Брянск | 90,0% | 10 | 9 |
3 | Томский государственный университет | Томск | 87,5% | 8 | 7 |
4 | Санкт-Петербургский Государственный Университет | Санкт-Петербург | 83,3% | 24 | 20 |
5 | Кубанский Государственный Университет | Краснодар | 83,3% | 6 | 5 |
6 | ГУ «Высшая школа экономики» | Москва | 80,5% | 77 | 62 |
7 | Челябинский государственный университет | Челябинск | 78,6% | 14 | 11 |
8 | РЭА им. Г.В.Плеханова | Москва | 77,3% | 22 | 17 |
9 | Сургутский Государственный Университет | Сургут | 76,9% | 13 | 10 |
10 | МИФИ | Москва | 76,0% | 25 | 19 |
11 | Новосибирский Государственный Университет | Новосибирск | 75,9% | 29 | 22 |
12 | Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет | Санкт-Петербург | 75,0% | 8 | 6 |
13 | МГТУ им. Баумана | Москва | 73,1% | 26 | 19 |
14 | УГТУ – УПИ | Екатеринбург | 66,7% | 9 | 6 |
15 | Южный Федеральный Университет | Ростов-на-Дону | 66,7% | 6 | 4 |
16 | Государственный Университет Управления | Москва | 62,5% | 16 | 10 |
17 | Самарский Государственный Экономический Университет | Самара | 59,1% | 22 | 13 |
18 | ОмГУ им. Ф. М. Достоевского | Омск | 56,5% | 23 | 13 |
19 | МФТИ | Москва | 55,9% | 34 | 19 |
20 | Южно-Уральский Государственный Университет | Челябинск | 54,5% | 22 | 12 |
В десятке! Кроме того, в
рейтинге вузов с наибольшим управленческим потенциалом студентов
МИФИ делит 3 и 4 места с Самарским государственным экономическим университетом, пропустив вперед только ГУ ВШЭ и МГУ.
И пусть это рейтинг всего лишь по результатам 1-го тура, а всего их 4. Пусть команд именно и только из МИФИ, как я понял, было всего шесть, а остальные — или смешанные, или из
ТИ МИФИ (г.Лесной) (оттуда тоже шесть команд).
Все равно приятно, что
даже в бизнес-отношеньях мы практически
впереди России всей!
О чем не задумываются студенты
Учеба не ладится? Вроде, все учишь, даже что-то понимаешь, задачи все решаешь, стараешься... А сессия — c двойки на тройку? Пора начать дрессировать преподов!
Для большинства преподавателей МИФИ (да и, думаю, всех прочих ВУЗов) ты — всего лишь один из тысяч студентов, прошедших через них. И любой препод, естественно, относится к тебе как к
среднему студенту. А средний студент для среднего преподавателя любого предмета просто
непроходимо туп. И если ты сидишь на лекциях где-то сзади, не задаешь никаких вопросов и вообще не попадаешься преподу на глаза на протяжении всего семестра, то таким ты и останешься в его глазах. И не важно, насколько хорошо ты писал конспекты, решал задачи на семинарах и понимал материал.
Ты приходишь на экзамен, тянешь билет, готовишься, затем идешь отвечать. И у тебя максимум минут 10-20, чтобы
доказать самую главную теорему курса, а именно —
что ты не верблюд. Иначе говоря, кардинально изменить мнение о себе. Неудивительно, что это
очень редко кому удается.
Ведь преподаватель, кстати, (во, точно!) прежде всего все-таки человек. Человек, который каждые полгода десятки раз видит перед собой студентов, едва ли способных в точности воспроизвести то, что только что написали по заготовленной заранее шпаргалке.
А ты, мой умный друг — один из них. Ты подходишь к нему одним из них и начинаешь отвечать тоже одним из них. И думает он совсем не о том, что ты вроде пока все говоришь правильно, а примерно следующее: «
... еще один красавец зазубрил страницу учебника, как они задолбали...» И, надо сказать, думает он так не потому, что твои смышленые глаза ему не нравятся (хотя бывает и такое), а потому, что обычно в таких суждениях оказывается прав.
И, поверь мне, будь ты хоть семи пядей во лбу, преподаватель в 99.9% случаев предмет знает все же лучше, чем ты, и с легкостью выявит пробелы в твоих казавшихся такими блестящими знаниях.
Поэтому бить надо наверняка. Установи контакт с преподавателем заранее.
Нет, ты не понял. Совсем не обязательно для этого бежать к нему с шампанским и букетом роз, лезть целоваться и тому подобное. Это, конечно, тоже может прокатить, если ты — молодой атлетично сложенный юноша, а он — симпатичная аспирантка. Как ни печально, подход этот крайне не универсален, тем более что большинство наших преподавателей — люди преимущественно мужского пола и возраста, который уже мало кто может назвать даже средним.
Фактически, все, что от тебя требуется — это
выделиться на фоне общей массы. Стать узнаваемым для преподавателя. Он при этом совсем не обязательно должен помнить, как тебя зовут и даже из какой ты группы (если речь идет о лекторе), но при виде тебя он должен вспомнить, например, следующее:
- Ты часто (или даже всегда) сидишь за первой (ну, ладно, хотя бы за второй) партой.
- Пару раз на перемене или после лекции именно ты подходил и задавал вопросы по текущей теме или (что еще лучше) по связанной с курсом, но сторонней проблеме (и это были не совсем тупые вопросы!).
- Когда он однажды сделал глупую ошибку в записи формулы на доске, именно ты обратил на себя его внимание и указал на нее (и это, действительно, он ошибся, а не ты лоханулся). Кстати, все мы люди, и такие ситуации бывают достаточно часто.
Короче, тебя (конкретно тебя) должны помнить, причем с положительной стороны. И если лично тебя препод не знает, он будет судить о тебе по опыту общения со всей остальной безмозглостью. Отношение — соответствующее.
Скажешь, что так делают только ботанистического вида очкарики? Ну, дык, они и учатся, как правило, лучше. И чем лучше они учатся, тем... тем лучше они учатся! Потому что, как я уже сказал, преподаватель — он прежде всего человек. Человек, который строит свое отношение к каждому студенту на основании личного опыта. А интеллигентный молодой человек в очках и поношенном костюмчике, в прошлом году так хорошо на экзамене отвечал!.. Нет, я не советую тебе срочно купить очки. Хотя, кстати, ядовито-зеленый ирокез и пирсинг в бровях в учебе точно не помогут, а помешать — очень даже способны. Стереотипы — сильная вещь, как ни крути.
Так что к моменту экзамена преподаватель уже
должен отличать тебя от нуля. Но ты сам должен научить его этому. Это в любом случае гораздо легче, чем потом бегать по пересдачам.