В очередной раз, теперь в «
Комсомольской правде», упоминают о том, что, мол, теперь за пронесенные на ЕГЭ шпаргалки и мобильники выпускников будут штрафовать:
В Кодекс РФ об административных правонарушениях недавно приняты поправки, которые определяют, как наказать тех, кто мошенничает на экзамене. Учителей, если они будут помогать ученикам сдать экзамен или «колдовать» над работами подопечных уже после испытания, грозит штраф от 20 до 40 тысяч рублей. Наказать педагогов могут даже за то, что они плохо объяснили правила заполнения бланков или не выполнили инструкцию по проведению ЕГЭ с точностью до запятой.
Директорам школ, если будет выяснено, что их ученики не в полном объеме получили знания по программе, придется выложить от пятидесяти до ста тысяч рублей. Школьников закон пожалел: за шпаргалку или пронесенный мобильный телефон их накажут штрафом на сумму от трех до пяти тысяч рублей.
Рад сообщить, что выделенное утверждение высосано из чьего-то многострадального пальца.
За использование шпаргалок и технических средств ни для учеников, ни для их родителей никаких наказаний не предусматривается.
Да, в Кодексе об административных правонарушениях появилась
статья 19.30 «Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса». В ней, действительно, есть пресловутая часть 4, которая гласит:
4. Умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка проведения государственной (итоговой) аттестации —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Под «умышленным искажением результатов» следует понимать написание работ учителями или другими приглашенными специалистами вместо школьников. Либо же непосредственное искажение результатов после проведения экзамена (например, в процессе проверки работ).
Использование школьниками шпаргалок, средств связи и вообще чего угодно (кроме разве что живого консультанта во плоти) в процессе написания ЕГЭ никак не является ни искажением результатов, ни тем более нарушением порядка проведения экзамена.
Впрочем, при всём этом следует делать некую поправку на то, что действие этой увлекательной истории происходит не где-нибудь, а в России.
Количество и слёзность просьб сделать поиск по текстам заданий
открытого банка ЕГЭ по математике с приближением дня экзамена резко возросли. Пришлось таки сделать вчера вечером этот самый
поиск. Кажись, он и прямо отсюда будет работать:
Если непонятно, с выбранной опцией
«все слова» ищутся задания, в которых присутствуют все слова (точнее, последовательности символов, разделённые пробелами) поискового запроса в любом порядке. Если же переключиться в режим
«точная фраза», будут искаться задания, текст которых содержит поисковую строку целиком.
Конечно же, удобнее всего искать текстовые задачи (
B1,
B5,
B10,
B12). Задания типа
«найти корень уравнения» (
B3) и
«найти значение выражения» (
B7) искать несколько сложнее, но тоже можно. Скажем, чтобы найти задание «
Найдите корень уравнения √16-2x = 2», можно, например, использовать запрос «
sqrt 16-2x = 2».
И да, в моей старушке Нокии дремучего 2007 года с Оперой Мини 2.0 такого же почтенного возраста на борту всё это чудесно работает:
Обычно с мобильных браузеров сюда ходят чуть больше 2% всех посетителей. Интересно, что будет 7 июня :)
Кстати, списывать, особенно на Едином™ Государственном® Экзамене©, особенно из интернета — нехорошо и не по-джедайски.
В этом году ЕГЭ по математике будут сдавать около 920 тысяч человек. Тем, кому посчастливилось сдавать досрочно, это предстоит уже через несколько дней, 24 апреля. Основной массе паниковать до 7 июня.
Каждый постоянный посетитель этого сайта подтвердит: лучший способ готовиться к ЕГЭ онлайн — это
решать задания Открытого банка заданий ЕГЭ по математике. Там около 12 тысяч заданий
части B, которые будут в реальных вариантах ЕГЭ. В режиме «
Решение заданий» можно (и нужно) тренироваться, в режиме «
Просмотр заданий» — узнавать правильные ответы и распространенные ошибки. И всё это, конечно, бесплатно.
Что касается задач
части С, то посетители регулярно приносят их в комментарии к заметке «
Ответы ко всем задачам ЕГЭ по математике 2010 года», а мы их с удовольствием решаем. Кстати, большое спасибо постоянным посетителям, особенно
Леониду и
elli_93.
Если вам на пробном ЕГЭ (а также на тренировочных и контрольных работах в формате ЕГЭ) попадаются сложные задания, то скорее тащите их сюда, порешаем. И вообще, тащите сюда все задачи части С, которые вам попадаются — это поможет и вам, и другим посетителям.
Вернемся к заданиям
части B. Большинство из них решается в уме или буквально в два действия на бумажке. Основные ошибки — от невнимательности. Пара советов по различным типам заданий:
Краткое руководство по решению задач части B
ЕГЭ по математике 2010 года
Общие рекомендации
- Очень внимательно читайте задание. Это избавит от большинства глупых ошибок.
- Еще раз, ещё внимательнее прочитайте задание. Это избавит от большинства оставшихся глупых ошибок.
- Помните, что в ответе должно получиться целое число или конечная десятичная дробь. Если в результате вычислений получилось что-то, что нельзя записать в виде конечной дроби (3, 7, 11 или что-то в этом роде в знаменателе, или несократимое выражение с квадратными корнями или числом π), то вы ошиблись.
- Если в ответе получилось не целое число, но представимое в виде конечной десятичной дроби (например, одна четверть), то приведите её к этому виду (1/4 = 0.25), но её ни в коем случае не надо сокращать до целых.
- От вас не требуется приводить полное решение. Поэтому угадывание ответа — тоже метод, не хуже любого другого. Проверить правильность угаданного ответа часто гораздо проще, чем решить задание.
- Проверяйте ваши решения каждого задания как минимум по одному, а лучше два раза. Один раз — сразу после получения ответа, второй — в конце экзамена (оставьте для проверки как минимум полчаса).
- Проверьте ещё разок. Самые глупые ошибки обычно самые незаметные.
- Удачно пронесённый на экзамен калькулятор существенно сокращает время выполнения заданий и снижает вероятность ошибки в вычислениях. Тем более — особо навороченный, который умеет строить графики и решать уравнения :)
Рекомендации по типам заданий и характерные ошибки
- B1. Обычно нужно определить количество штук чего-нибудь. Реже — рублей, километров или чего-нибудь в этом роде. Мне не попадалось ни одного задания, где в ответе получалось бы не целое число. Цветов, ручек, тетрадок и автобусов не может получиться три с половиной. Львиная доля ошибок:
- тупо забыть на что-то умножить или поделить;
- перепутать повышение на сколько-то процентов с понижением;
- округлить не в ту сторону (Если нужно определить количество чего-то, которое можно купить на заданную сумму, то округлять надо вниз. Если количество автобусов или пачек сахара, которого хватит на столько-то человек, то вверх)
- B2. Самые простые задания — определить что-нибудь по графику. Но ошибок куча:
- указать вместо значения на горизонтальной оси значение по вертикальной и наоборот;
- указать значение по всему графику, когда в задании сказано «с такого-то по такое-то число»;
- неверно определить масштаб (клинический случай: самый популярный ответ — «3», а правильный — «7», потому что на горизонтальной оси числа идут через одно)
- B3. Решить уравнение. Показательное, логарифмическое, квадратное или тригонометрическое. Напоминаю, что в ответе всегда должно получаться число, которое можно записать в виде конечной десятичной дроби. Если в ответе получается 2/3 или π/2, то это точно неправильно. Самые большие проблемы у народа с тригонометрическими уравнениями. Тренируйтесь больше. Ошибки:
- понять, как решается, обрадоваться и пропустить какое-нибудь действие (например, решая уравнение log2(x-5) = 6, написать в ответе 64, тупо забыв, что нужно найти x);
- решив квадратное или тригонометрическое уравнение, указать не тот корень (если уравнение имеет более одного корня, в задании всегда написано, какой именно указывать);
- кстати, ноль — это не отрицательное число. И не положительное.
- B4. Геометрическая задача. Чаще всего — на решение треугольника. Тут важно знать табличные значения тригонометрических функций и не путать их (синус, косинус, тангенс и котангенс) между собой. Очень часто, если решаешь неправильно, получаешь ответ с корнями. Сразу понятно, что он неправильный.
- B5. Выбрать из двух-трех предложенных вариантов самый дешевый (или быстрый). Это простая задача на сложение и умножение, главное — внимательно читать условие, ничего не забыть и не ошибиться в вычислениях. Ошибки:
- посчитать только один вариант и забить на все прочие (?!);
- неправильно перевести минуты в часы (для задач, где нужно куда-нибудь добраться на разных видах транспорта);
- забыть про дополнительные условия (после такой-то суммы доставка бесплатно и т.д.)
- B6. Найти площадь фигуры на рисунке по клеточкам или координатам. Главное — помнить формулы площади треугольника (половина произведения основания на высоту) и трапеции (полусумма оснований на высоту). В большинстве задач фигуры расположены так, что длины сторон определяются сразу. Но иногда для этого приходится применить теорему Пифагора. Ну и да, площадь половины круга — это площаль круга (πR2), деленная пополам. Кто бы мог подумать :)
- B7. Найти значение выражения. Ничего сложного, если знаешь свойства логарифма и показательной функции, а также тригонометрические формулы (хотя из них, кроме формулы синуса двойного угла там, кажется, ничего и не требуется) и правила работы с дробями
- B8. По графику найти производную в точке, максимальное/минимальное значение на интервале, промежутки возрастания/убывания или точки экстремума функции. Ошибки:
- перепутать график производной функции с графиком самой функции (вот, например, изображен график производной, то есть точка минимума — 4, и минимального значения функция достигает в этой точке, а не в точке 2);
- по графику производной перепутать точки максимума (график производной пересекает ось абсцисс сверху вниз) и минимума (соответственно, снизу вверх);
- найти, скажем, все точки максимума, когда просят только на определенном отрезке
- B9. Задача по стереометрии. Найти площадь поверхности или объем какого-нибудь тела (куба, пирамиды, призмы цилиндра, конуса). Главное — помнить формулы для объема и площади поверхности этих тел. Ошибки:
- забыть по одно-два измерения (их у объемных тел три). Вот, скажем, задача про конус: высоту пополам — это понятно. Но и радиус основания тоже в два раза меньше, а он в формуле для объема (πR2h/3) — в квадрате. Значит, пополам, пополам, и еще раз пополам. То есть делить надо на 8;
- найти объем, когда просят найти площадь поверхности, и наоборот.
- B10. Задача как бы по физике, выглядит вроде бы страшно. Но все формулы даны, и остается только решить уравнение, максимум квадратное. Тут нам опять очень помогает то, что в ответе должно быть целое число или конечная десятичная дробь. Как правило, неправильное решение приводит к чему-нибудь с корнями.
- B11. По смыслу похоже на B8, только исследовать функцию нужно не по графику, а по формуле, что чуть сложнее. Процедура стандартная — нужно взять производную, приравнять её к нулю и найти экстремумы. Если по условию дан отрезок, то тут же забыть про все точки экстремума, не попадающие в него.
• Если нужно определить просто точку минимума/максимума, то нам осталось только понять, какой из экстремумов (если их много) — минимум, а какой — максимум (просто проверяем, где производная больше нуля, а где меньше. Где она меняет знак с положительного на отрицательный, там максимум, и наоборот).
• Если же нужно найти наибольшее/наименьшее значение, то нужно найти значение функции в уже найденной точке (точках) экстремума и не забыть найти её значения на границах данного в условии отрезка. Из всего этого выбрать наибольшее/наименьшее.
- B12. Задача на составление и решение системы уравнений. Несмотря на то, что они как бы по идее должны быть самыми сложными в первой части экзамена, часто решаются в уме без всяких там уравнений.
Дело в том, что многие из задач B12 — симметричные. Скажем, вот эта: дан путь, и известно, что один велосипедист ехал на 3 км/ч быстрее и приехал на 3 часа раньше. То есть, получается, что время первого настолько меньше времени второго, насколько скорость первого больше скорости второго. Значит, время одного численно равно скорости второго и наоборот. Осталось только путь (154) разложить на два множителя так, чтобы эти множители различались на 3. Это 11 и 14. Осталось только не запутаться, о чем конкретно нас спрашивают, и выбрать из этих двух чисел нужное.
Точно также решаются задачи, где «туда и обратно с остановкой» и «по течению и против течения».
Всем удачи в подготовке, ждите новых поступлений.
Update. Подробные решения задач ЕГЭ по математике (часть C и немного B).
Завтра, 8 декабря, все одиннадцатиклассники центропупного региона нашей Родины пишут городскую контрольную работу по математике в форме ЕГЭ. Той самой новой конструкции,
без части A.
Каждый готовится как может. Но только самые умные знают, что наилучший из возможных (да и, — что греха таить — единственно правильный) метод подготовки к этому испытанию — это решать, решать, решать
задачи открытого банка задач ЕГЭ по математике 2010 года на сайте
live.mephist.ru. Люди, тренирующиеся в этой качалке, оказываются самыми накачанными в своем классе —
так они сами говорят (а нафига им тут-то врать, я правильно понимаю?)
Общее количество реальных задач ЕГЭ в нашем интеллектуальном фитнес-центре — более 10 тысяч. Причем уже более чем на 1000 из них
известен точный правильный ответ.
Много это, или мало? Судите сами: из уже решенных задач части В можно составить
более 10 квинтиллионов (квинтиллион — это такая штука, которая в миллион раз больше, чем триллион, а триллион в миллион раз больше, чем миллион) различных уникальных вариантов 1-й части ЕГЭ.
И это число растет с каждым днем.
Кроме того, не забываем про самую большую во всем Всемирном компьютерном интернете коллекцию
тестов ЕГЭ по математике онлайн.
Короче, прошаренные пацаны и девчонки не тупят и перед контрольной сидят
тут. Остальные тупят и сейчас, и завтра, на контрольной.
P.S. Узнал сам — передай товарищу. А то товарищ полезет на Яндекс и
ничего там не найдет, потому что наша с ним (с Яндексом, в смысле) ссора продолжается. И никто не знает, почему :(
На днях Федеральная служба по надзору в сфере образования начала выполнять свое давнишнее обещание обнародовать все задания ЕГЭ по математике 2009 года.
7 октября начал свою работу сайт «
Открытый банк задач ЕГЭ по математике», где уже размещены почти две тысячи задач
B1–B12 (первой части ЕГЭ по математике, на которые нужно дать краткий ответ). По заверениям авторов проекта, банк продолжает пополняться.
Всё хорошо в этом банке, кроме одного: ответы к заданиям там не публикуются. Это, кстати, укрепляет мою веру в то, что задания эти — действительно
те самые, которые будут включены в единый экзамен в следующем году.
Я бы с удовольствием прорешал для вас, дорогие мои, все
1876 задач, плюс те, которые добавятся позже, но какой я после этого джедай коленописных веб-приложений? Пусть лучше они решатся коллективным сознанием тысяч молодых энергичных людей.
С целью осуществления своего коварного плана я позволил себе потратить пару часиков на слизывалку всех заданий в свою базу данных, а сегодня — еще часика четыре на интерфейс ввода ответов. Теперь каждый может стать частью этого самого коллективного сознания, зайдя в наш местный
Нас много, друзья. В системе «
Тесты ЕГЭ Онлайн» сейчас зарегистрировано почти
50 тысяч человек. Если каждый потратит несколько минут и решит хотя бы пару-тройку из задач банка, моя система с легкостью определит единственно правильный ответ к каждой из них.
Дело в том, что даже если задача очень сложная, правильный ответ в общей куче предположений все равно встречается намного чаще, чем любой неправильный. Достаточно лишь набрать статистику.
Есть реальный шанс собрать все ответы к ЕГЭ по математике 2010 года, чем черт не шутит.
Пока готов только сам модуль отображения заданий и ввода ответов. Думаю, логично запустить его уже в таком виде, а пока Коллективный Разум работает, я допишу все остальные плюшки — рейтинг решателей, показометр всего процесса выполнения Плана и, собственно, сам отображатель
реальных заданий ЕГЭ по математике с ответами.
P.S. Ссылки на этот пост категорически приветствуются. Чем коллективнее будет разум, тем быстрее и точнее будут данные.
Update (03.09.2010). Сейчас в базе более 35 тысяч реальных задач Открытого банка ЕГЭ по математике 2011 года.
Update (03.10.2011). Сейчас в базе более 80 тысяч реальных задач Открытого банка ЕГЭ по математике 2012 года (обновлённый стандарт, 14 заданий в части B).
Update (02.05.2013). Сейчас в базе более 90 тысяч реальных задач Открытого банка ЕГЭ по математике 2013 года (
добавлено 3982 задания).
В самой прогрессивной российской системе онлайновых образовательных тестов «
Тесты ЕГЭ Онлайн» (а фигли стесняться, я считаю) снова свежие поступления тестов, а также одна простенькая, но полезная фича. По порядку.
Новые тесты:
Теперь про фичу. Даже не фича это — так, фигнюшка. Находится она в разделе результатов пройденных пользователем тестов (ссылки на них находятся в нижней табличке в профиле, под заголовком «Пройденные тесты»).
Теперь там можно не только
узнать правильные ответы к уже пройденным тестам, но и
получить HTML-код плашечки, демонстрирующей результат тестирования.
Так что каждый, кто считает свой результат выполнения какого-то теста достойным всеобщего восхищения, может разместить в своем ЖЖ (или что там у вас) нечто подобное:
Тест «
ЕГЭ по физике. 2010 год. Демонстрационный вариант»
Общее время выполнения:
53 минутыНабрано баллов:
27 из
30Это значит, что успешность прохождения составляет
90%
Этот результат пока на
2-м месте (из
9),
то есть круче, чем
88.9% всех полученных результатов.
Да-да, старею... Кстати, кто в теме, подскажите вот что. Мне одному кажется, что вопрос
A21 в этом тесте сформулирован некорректно?
28 сентября состоялось заседание Правления Российского Союза ректоров. Помимо прочих фурсенок, выступал ректор МГУ Виктор Садовничий.
Как вкрадчиво сообщают нам «
РИА Новости»,
На факультетах университета — механико-математическом и вычислительной математики — были проведены две контрольные работы для первокурсников, чтобы проверить их уровень знаний.
По словам ректора, около 60% первокурсников этих двух факультетов МГУ провалили контрольные работы по материалам ЕГЭ.
Контрольные проводились по материалам ЕГЭ, добавил Садовничий.
„Примерно 40% справились с контрольной работой, и все они имеют высокие баллы ЕГЭ. 60% с работой не справились, среди них есть и те, кто имеет невысокие и высокие баллы ЕГЭ“, — сказал он.
Слова ректора МГУ глубоко ранили в душу главу Рособрнадзора Любовь Глебову. Уже на следующий день (то бишь вчера, 29 сентября) она выступила с заявлениями, которые
пиздец доставляют (сообщают все те же «
РИА Новости»):
„Я официально заявляю, что в МГУ не было перепроверки результатов Единого госэкзамена, как не было этого и в Финансовой академии, о чем публично заявил ее ректор“, — сказала Глебова, выступая на заседании Общественного совета при Рособрнадзоре.
Она сообщила, что для перепроверки результатов ЕГЭ необходимо соблюсти чистоту эксперимента — то есть тестирование первокурсников должно проводиться в тех же условиях, что и при сдаче ЕГЭ: по тем же КИМам (заданиям ЕГЭ), с участием сотрудников Рособрнадзора. Обработка результатов экзаменационных работ также должна вестись сотрудниками ведомства.
„То тестирование, которое делают вузы и выдают его результаты за перепроверку результатов ЕГЭ, является суррогатом“, — сказала глава Рособрнадзора.
Другими словами, госпожа Глебова официально заявляет нам, что результаты ЕГЭ, главным образом, зависят не от уровня подготовки тестируемых, а от участия в проведении тестирования и проверке работ сотрудников Рособрнадзора.
В общем, с таким же успехом мадам ЕГЭ могла вместо всей свое речи просто повторить сакраментальные слова известного мема:
«Вы все дураки и не лечитесь, одна я умная в белом пальто стою красивая» © ну, все в курсе.
P.S. Будут ли в наших родных мифях проводиться перепроверки результатов ЕГЭ, и насколько их результаты повлияют на возможность новоявленных студентов продолжать получать национальное исследователькое ядерное образование, пока неизвестно.
Но все-таки всем первокурам я бы посоветовал на всякий случай
быть в тонусе.
Прекраснейшая информационно-аналитическая контрольно-образовательная система «
Тесты ЕГЭ онлайн», верно послужившая выпускникам 2009 года, продолжает работать, работать, и работать в полную силу. Как розовый плюшевый кролик с батарейкой
в ж... Да, так вот.
Учебный год только-только начался, а сюда,
посылаемые всякими яндексами и гуглами в ответ на запросы типа «ЕГЭ по математике 2010», «ЕГЭ по обществознанию онлайн» и пр., активно приходят посетители. Не иначе, будущие жертвы ЕГЭ.
Специально для них, выпускников грядущего года, — новые онлайн-тесты ЕГЭ-2010:
Не забывайте также о пока единственной онлайн-версии
ЕГЭ по математике 2010 с частью C.
Ждите новых поступлений.
Осторожно! В приведенном ниже тексте 4148 букв, нет ни одной картинки и ни одного видеоролика с YouTube.
Когда я был ну совсем маленьким, телевизор предлагал к просмотру, кажется, четыре канала. И на мой тонкий детский вкус смотреть было решительно нечего. «Спокойной ночи, малыши» да иногда какой-нибудь один «мультипликационный фильм» в программе телепередач за весь день — вот и все достойные внимания пункты меню. В общей сложности — полчаса в день максимум.
Короче, в то светлое время телевизор представлялся мне штукой с не вполне очевидной полезностью, а дефицит впечатлений приходилось заполнять книжками, в которых по мере моего роста становилось все больше текста и все меньше картинок.
В результате, когда технический прогресс только-только получил теоретическую возможность прибить меня ржавыми гвоздями к зомбоящику все растущим количеством каналов и доступностью средств отображения видеопродукции и приставки «Денди», за моими неокрепшими плечами уже было самостоятельное прочтение таких литературных шедевров, как «Незнайка на Луне» и «Алиса в Стране чудес».
Шли годы. В середине-конце девяностых в наш повседневный быт пришли и прочно там утвердились десятки телеканалов (не считая уже к тому времени вполне доступных кабельных и спутниковых), видеопроигрыватели VHS (а позже DVD) и всевозможные игровые приставки. (И, конечно же, компьютеры, но речь не только и не столько о них.) При таком наборе доступных развлечений любой ребенок вряд ли поймет всю прелесть чтения даже самой интересной и увлекательной книжки.
Примерно в таком супе было суждено вариться нашим гражданам 1993 (плюс-минус год) года рождения.
Родители? А что родители? У них не так уж много вариантов. Можно предоставить ребенку полную свободу выбора: скучные буквы (пусть даже сопровождаемые красивыми, но совершенно неподвижными картинками) против красочных и динамичных мультиков и игрушек — трудный выбор, ничего не скажешь. А можно ограничивать дитя от тлетворного влияния шайтан-коробки. Но запретный плод сладок, особенно когда тебе совершенно точно известно, что он сладок. Да и мало отогнать ребенка от телевизора, чтобы он взял в руки книгу.
Здравствуй, школа. Тут мы с горем пополам научились читать и писать (если каким-то чудом не научились раньше, в перерывах между мультиками). «Читать» — в данном случае имеется в виду «узнавать буквы и состоящие из них слова родного языка». Но вместе с этим мы уже давно настроены и продолжаем все больше настраиваться на чисто «телевизионный» способ приема и усвоения информации — с помощью говорящих и движущихся картинок. Чтение для нас — что-то из эры динозавров, неведомо зачем навязываемое ненавистными учителями.
Читать (то есть получать информацию, узнавать что-то посредством разглядывания закорючек на листе бумаги) — сложно и долго. А научить этому человека, воспитанного телевизором, — не хочу сказать, что невозможно, но это труд, с которым школа в массе своей справляется чуть более, чем никак.
И вот в этом году им, ровесникам Конституции Российской Федерации, пришел полный ЕГЭ. Неотъемлемой частью ЕГЭ по русскому языку является сочинение, которое проверяется вполне себе живыми людьми. Одна из таких живых людей обитает на просторах ЖЖ под псевдонимом
stop_igra. И потихоньку
делится своими впечатлениями от прочитанного и проверенного вороха сочинений:
Сочинение пишется на основе короткого текста, который лежит перед глазами выпускника на протяжении всего экзамена. Текст можно перечитывать столько раз, сколько это необходимо. Тем не менее во многих сочинениях исходная информация существенно искажается.
По ссылке приводится несколько примеров такого искажения фактов, напрямую указанных в самом исходном тексте (который, напомню, лежит у автора сочинения в процессе его написания прямо перед глазами). Иначе говоря, эксперимент показывает, что выпускники, в массовом порядке смотрящие в книгу, в массовом же порядке видят фигу.
То, что человек не может даже просто прочитать лежащий перед глазами текст, не представляется такой уж дикостью, если знать, что этот человек, несмотря на все потуги школьных учителей, так и не научился читать (и не читал никогда) ничего длиннее ценников в магазине да цитат на
башорге. Мозг его, основательно обработанный телевизором, естественно, хорошо способен воспринимать только движущиеся и говорящие картинки, и гораздо хуже — неподвижные и молчаливые буквы.
Такой человек просто не в состоянии зафиксировать свое внимание на тексте, и между его сознанием и содержащимися там фактами появляется вполне ощутимый барьер. Примерно такой же барьер, как если бы мы читали или слушали текст на знакомом, но не родном языке.
Естественно, в той или иной степени недополучив нужных данных, сознание услужливо пытается заполнить недостающее какими-то более знакомыми ассоциациями из памяти. Конечно, далеко не всегда получается правильно, и особенно «не везет» незнакомым названиям, терминам и фамилиям. Иногда получается смешно. Если бы не было так грустно.
Давно хотел по этому поводу изложить свои размышлизмы, но вчера к нам на форум пришел некто
Rasul и создал
тему, в стартовом посте которой, собственно, всю лирику по этому поводу и изложил. Так что я просто поцитирую тут мальца:
В последние годы (особенно в 2009) олимпиады уже не являются теми олимпиадами, какими они были лет 10 назад, атмосфера и дух стали совсем другие. Количество олимпиад всё увеличивается и увеличивается и, видимо, стремится к бесконечности. Комиссия официально объявила перечень 120 самых престижных из них. Скоро в МФТИ, МГУ, МИФИ, Бауманке и в других ВУЗах на бюджетной основе будут учиться только олимпиадники. Если москвичу не составит никакой проблемы поучаствовать в Росатоме, Физтехе-2009, Покори Воробьёвы горы, Шаг в будущее. Но многим достаточно умным абитуриентам из провинции почти не реально принять участие в этих олимпиадах.
Расскажу на собственном примере. Живу я в маленьком провинциальном городе с населением всего ~400 тыс. человек, который располагается примерно в 1000 км от Москвы. Учусь в одной из лучших школ города, вернее, в гимназии, в физ-мат классе.
Основные причины, из-за которых никто из гимназии не принимал участие в подобных олимпиадах:
- Неосведомлённость об их существовании. Учителя нам абсолютно о них ничего не говорят, у них в голове только ЕГЭ (которое, видимо, никак не поможет поступить в престижный ВУЗ).
- В городе нет никаких специальных школ, ни кружков, ничего для подготовки к олимпиадам. А в школе мы изо дня в день прорешиваем одни и те же задания из учебника Мордковича.
- Трудно преодолимое, а, порой, непреодолимое расстояние до пункта проведения олимпиад.
Все эти факторы делают шансы абитуриентов из провинций на участие и, тем более, на победу на олимпиадах призрачными или даже нулевыми.
Предположим, что абитуриент всё-таки принял участие в олимпиаде и стал призёром. В моём сучае это «Физтех-2009» по математике (3-е место). В МФТИ этото диплом засчитывают как 85 баллов за ЕГЭ, а в МГУ на факультете ВМиК — 100 баллов. Но я сам прекрасно понимаю, что занять третье место на олипиаде гораздо проще, чем написать ЕГЭ на 85 и тем более на 100 баллов.
Дальше цитировать не буду. Позволю себе только предположить, что в МИФИ по одним лишь результатам ЕГЭ в этом году будет поступить ой как непросто. Почему? Да просто все (или, скажем аккуратно, очень и очень многие) места в МИФИ уже заняты победителями и призерами «Росатома» и «Юниора». Об этом так прямо и говорится в
Правилах приема в МИФИ в этом году:
7.1. В соответствии с Порядком проведения олимпиад школьников победителям и призерам по математике и физике олимпиады «Росатом», проводимой МИФИ, [...] устанавливаются одна из следующих льгот:
- быть зачисленным в МИФИ без вступительных испытаний на направления подготовки (специальности), соответствующие профилю олимпиады [...];
- быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов по ЕГЭ по математике и физике, соответствующих профилю олимпиады.
(про «Юниор» то же самое написано)
Теперь нам достаточно только убедиться, что
победителей и призеров «Росатома» по математике —
1406 человек,
по физике —
1109 человек, а общее количество бюджетных мест по
плану приема в 2009 году — увы, только
1061.
Update. Участников Росатома, ставших призерами и по математике, и по физике — не менее
841 человека (я говорю «не менее», поскольку составители списков вполне могли ошибиться, а я сравнивал списки автоматически по точному совпадению ФИО, населенного пункта и региона).
Тем самым МИФИ как бы говорит вам, абитуриенты, чтобы вы со своим свидетельством о сдаче ЕГЭ (сколько бы там ни было баллов) катились колбаской. Думаю, похожая ситуация и в большинстве других вузов с более-менее звучащими именами.
Как в старом анекдоте:
«Умный. Но мест нет.»