Слово
«xvi»впервые сказано пользователем
McSim 01.10.2005 в 12:50,
и с тех пор употреблялось
80 раз.
Сообщения со словом
«xvi»
Запрос выполнился за
0.0231 сек.
- 26.02.2012, 13:06. Chaos в теме
«Ответы Православного на вопросы о Православии»
... плане к нашему xxi веку чем к средневековью или даже xvi-xvii векам во-первых у вас есть какая-то статистика...
- 14.12.2011, 03:18. Chaos в теме
«Ответы Православного на вопросы о Православии»
... проблемы и даже любить их более того когда папа бенедикт xvi сказал симметричную фразу что единственная истинная...
- 29.11.2011, 23:53. Нателла Климанова в теме
«28 октября состоится Открытая Конференция ХРИСТА на Большом Форуме Истархова!!!»
... ней- тронная звезда приведу текст физиолога по списку xvi ве- ка о горни горгоне вьргони обличие имать жены...
- 29.10.2011, 01:04. Нателла Климанова в теме
«Почему Христос Живая Модель бога Кроноса?»
... таким образом сегодня можно увидеть лишь старый оклад xvi века с другой иконой внутри а саму икону нарисованную...
- 23.10.2011, 02:17. Нателла Климанова в теме
«Почему Христос Живая Модель бога Кроноса?»
... книги был георг бареш алхимик живший в праге в начале xvii века бареш по-видимому был также озадачен тайной этой книги из его библиотеки скопировав фрагмент он послала рукопись атанасиусу кирхеру знаменитому ученому из рима вот это самое письмо бареша 1639 и стало первым упоминанием о манускрипте после смерти бареша книга перешла его другу иоганну маркусу марци ректору пражского университета марци предположительно отослал её кирхеру своему давнему другу дальнейшие 200 лет судьбы рукописи неизвестны но наиболее вероятно что она хранилась вместе с остальной перепиской кирхера в библиотеке римской коллегии ныне григорианский университет однако когда войска виктора эммануила ii в 1870 году захватил город и присоединил папское государство к итальянскому королевству множество книг из секретного фонада библиотеки были спешно перенесены в библиотеки сотрудников в 1912 году римская коллегия нуждалась в средствах и решила в строжайшей тайне продать часть своей собственности вилфрид войнич приобрёл 30 рукописей среди прочего и ту которая сейчас носит его имя в викепедии приводятся догадки о возможном авторстве рукописи войнича которые выводят на след монахов-алхимиков так сопроводительное письмо марци кирхеру 1665 года гласит что согласно словам его умершего друга рафаэля мнишовски raphael mnishovsky книга в своё время была приобретена императором рудольфом ii 1552 1612 за 600 дукатов несколько тысяч долларов на современные деньги согласно этому письму рудольф или возможно рафаэль считал что автор книги знаменитый и разносторонне одарённый францисканский монах роджер бэкон 1214 1294 предположение о том что роджер бэкон являлся автором книги привело войнича к выводу что единственный человек который мог продать манускрипт рудольфу это джон ди математик и астролог при дворе королевы елизаветы i известной также тем что она имела большую библиотеку рукописей бэкона ди и его scrier помощник-медиум использующий для вызова духов хрустальный шар или другой отражающий предмет компаньон джона ди в праге эдвард келли был алхимиком-самоучкой утверждавшим среди прочего что может превратить медь в золото с помощью секретного порошка обнаруженного им в могиле епископа в уэльсе эдвард келли также утверждал что может вызывать ангелов с помощью магического кристалла и иметь с ними продолжительные беседы которые джон ди аккуратно записывал в своём дневнике язык ангелов был назван енохианским от имени еноха библейского отца мафусаила который согласно легенде был взят в путешествие в рай ангелами и позже написал книгу о том что он там видел все даты предполагаемых авторов манускрипта крутятся в районе 14-15 века и что примечательно даты и имена связаы с монахами-алхимиками которые в свою очередь уводят в тайное строго законспирированное масонство розенкрейцеров смею предположить что истинным создателем манусрипта в 15 веке был самый жестокий инквизитор средневековья томас торквемада воплощённый мёртвый отец дьявол калигастия все воплощения дьявола калигастии от аттилы чингисхана ивана грозного и до сталина отличались проявлением крайней и необыкновенной жестокости на догадку о авторстве рукописи монаха томаса торувемады меня сподвигнула книга русского философа-метаисторика даниила андреева который прямо указывал в своей книге что монах томас торквемада есть воплощенный дьявол и отец инопланетной расы единственно до чего не мог додуматься провиденциальный гений даниила андреева что дьявол это мёртвый отец торквемада томас около 1420 16 09 1498 глава инквизиции в испании монах-доминиканец в 1460-1482 приор монастыря в сеговии будучи духовником королевы изабеллы был назначен в 1483 великим инквизитором кастилии и арагона в 1486 валенсии и каталонии торквемада составил инквизиторский кодекс и процедуру инквизиционного суда разработал организационную структуру органов инквизиции торквемада способствовал возведению изабеллы кастильской на трон и заключению ею брака с фердинандом арагонским на которого также оказывал огромное влияние благодаря суровому и непреклонному характеру религиозному энтузиазму и богословской начитанности влиянию его подчинялся и папа главной задачей торквемады было религиозное и политическое объединение испании для достижения этой цели он реорганизовал и расширил деятельность инквизиции при чем проявил чудовищную жестокость и фанатизм в 1483 году торквемада был назначен великим инквизитором кастилии а затем и арагона торквемада как глава инквизиции снискал репутацию чрезвычайно жестокого преследователя врагов веры по оценкам большинства историков в период между 1481 и 1504 инквизиция сожгла на кострах около двух тысяч человек именно монахи-алхимики с древних времён искали и проводили эксперименты с философским камнем и превращения золота из металла в xiv xvi вв алхимия была в расцвете и связывала свои цели...
- 05.07.2011, 23:23. Chaos в теме
«МИФИческие интриги»
... основные события проблематику российской истории скажем xvi века xvii xix если да значит курс истории школьный институтский...
- 28.03.2011, 16:56. Jonyhouse в теме
«Выставка "Школа акварели Сергея Андрияки"»
... впер вые пос ле им пе раторс кой ака демии ху дожеств xvi ii на чала xix вв предс тав ля ет всю пос ле дова...
- 17.03.2011, 16:33. Marius в теме
«Навальный - 2012»
... составлявшей возврат к русской национальной политике xvi xvii и xviii веков император александр iii по словам бывшего...
- 03.06.2010, 09:08. Marius в теме
«Джордано Бруно»
... лодовико ариосто 1474 1533 неистовый роланд песнь xxviii октава 99 l ari osto orlando furioso vol ii ili ed firenze 1854 p 125 13 первый допрос чотто происходил в венеции 26 мая 1592 г второй в риме в начале 1594 г 14 в саксонии джордано бруно находился с 1586 по 1588 г отъезд его был вызван преследованиями со стороны кальвинистов 15 допрос бертано происходил в венеции 26 мая 1592 г 16 джованни антонио ди латтанци арригони из вероны клирик и субдиакон ордена капуцинов монашеское имя брат челестино из вероны в 1587 г находился под следствием в римской инквизиции по обвинению в ереси находился в одной камере с бруно в венецианской тюрьме с сентября 1592 г до выдачи его римской инквизиции в феврале 1593 г летом 1593 г челестино подал донос на джордано бруно донос челестино последующие показания его и других соседей бруно по камере в венецианской тюрьме дали инквизиторам дополнительный материал тогда как до этого в их распоряжении были только доносы мочениго не подтвержденные показаниями других свидетелей 17 возможно речь идет о великопостной вечере собрании в доме английского аристократа фулка гривелла в лондоне описанном джордано бруно в диалоге пир на пепле 1584 в беседе принимал участие врач мэттью гвинн 1558 1627 18 франческо грациано родом из удине проживал в 80-х годах в венеции где занимался переводами перепиской книг в том числе и запрещенных церковью и частными уроками судя по показаниям свидетелей человек образованный он со всеми вступал в споры все считали его сумасбродом и никто ему не доверял a mercati указ соч стр 33 в 1584 г был арестован венецианской инквизицией и обвинен в ереси выступал против светской власти папы и доходов духовенства отрицал подлинность так называемого константинова дара после отречения 4 апреля 1585 г был освобожден но впоследствии арестован как вновь впавший в ересь находился в одной камере с джордано бруно в 1592 1593 гг 27 марта 1593 г был приговорен к пожизненному заключению был вызван в рим для дачи показаний по делу бруно и дважды допрошен в конце 1593 и в начале 1594 г показания грациано лучше других свидетелей соседей бруно по камере разбиравшегося в богословских вопросах наряду с доносами и показаниями мочениго и челестино дали инквизиции основной материал против бруно в феврале 1598 г грациано был освобожден из заключения 19 под джорданистами очевидно следует понимать учеников джордано бруно некоторые из них известны жан эннекен выступавший в 1586 г на диспуте в коллеже камбрэ с тезисами бруно против аристотеля иоганн генрих альштед опубликовавший в 1612 г ряд сочинений бруно иоганн ностиц выпустивший в свет 1615 г лекции бруно о великом искусстве раймунда луллия иоганн генрих гайнцель фон дегерштейн принимавший бруно в своем замке в цюрихе в 1591 г рафаэль эглин впоследствии профессор ма-рбургского университета опубликовавший в 1595 г свод метафизических терминов бруно иероним бесслер сопровождавший бруно в странствиях по германии в 1590 1591 гг и прибывший с ним в падую откуда ему пришлось уехать в нюрнберг вскоре после ареста учителя бесслером были переписаны произведения джордано бруно вошедшие в московский кодекс 20 сосед джордано бруно по камере в венецианской тюрьме 21 псалом xxxiv 22 псалом lxхх1 6 23 маттео де сильвестрис де орио был осужден на галеры сроком на 10 лет первый допрос происходил вконце 1593 г второй в начале 1594 г 24 допросы джордано бруно с первого по седьмой происходили в венеции с 26 мая по 30 июля 1592 г с восьмого по шестнадцатый в риме в 1594 г семнадцатый в конце марта 1597 г 25 догмату о троице одному из основных в христианской религии инквизиторы уделяли большое внимание это был один из центральных вопросов следствия следует учитывать что излагая свои взгляды перед инквизиционным трибуналом бруно использует богословскую терминологию и аргументацию 26 понимание бога в философии джордано бруно прямо противоположно религиозному представлению о личном и стоящем вне и над природой божестве в поэме о безмерном и бесчисленном он пишет итак мы достигли не ничтожной и маловажной но серьезной и достойнейшей совершенного человека области созерцания где мы ищем великолепия божества и природы слияния и приобщения к нему не в личности египтянина сирийца грека или римлянина не в пище питье и в каком-либо низшем веществе и не мним что находим его в этом по обычаю оглушенных людей мы ищем его в величественном царстве всемогущего в безграничном пространстве эфира в бесконечной двойственной способности природы все создавать и всем становиться откуда говорю я мы созерцаем столь великое множество звезд миров великих живых существ и божеств согласно поющих и ведущих свой хоровод без числа и без конца повсюду сообразно свойственным им цели и порядку op lat voi i рt i стр 205 джордано бруно отождествляет понятие бога и природы заявляя что природа это бог в вещах op lat voi i рt i стр 101 а также в диалоге изгнание торжествующего зверя полемизируя с аристотелем в тезисах выдвинутых на публичном диспуте в париже в 1586 г джордано бруно утверждает что достойнейшим именем природы является материя op lat voi i рt i стр 72 104 которая как он говорит в диалоге о причине начале и едином является божественным бытием в вещах диалоги стр 269 271 в философии бруно термин бог утрачивает религиозный характер и сливается с понятиями природа и материя пантеизм джордано бруно не более как исторически обусловленная форма материалистической философии 27 это положение джордано бруно означает что ипостаси лица троицы не присущи божеству а устанавливаются лишь путем рационального познания с точки зрения ортодоксального богословия эта мысль несовместима с догматами веры 28 в своих философских произведениях джордано бруно подчеркивает несовместимость рационального научного познания с религиозным откровением отвергая последнее в диалоге о причине начале и едином он противопоставляет философию и естественное созерцание наивысшему созерцанию которое подымается над природой и которое для не верующего в него невозможно и есть ничто диалоги стр 264 в предисловии к диалогу тайна пегаса с приложением килленского осла бруно причисляет божественную мудрость к ослиности и пародируя стиль церковных сочинений и проповедей показывает что религия требует отказа от науки диалоги стр 466 469 29 книга премудрости соломона i 7 30 джордано бруно имеет в виду следующее место из энеиды вергилия твердь изначала и землю и вод текучих просторы и лучезарный шар луны и светила титана дух изнутри питает и всею разлитый по членам движет громадою ум и с великим сливается телом энеида пер в брюсова и с соловьева academia 1933 стр 176 31 в диалоге о причине начале и едином джордано бруно дает следующее определение души мира итак если дух душа жизнь находится во всех вещах и сообразно известным степеням наполняет всю материю то достоверно что он является истинным действием и истинной формой всех вещей итак душа мира это формальное образующее начало вселенной и всего что в ней содержится диалоги стр 213 32 в сочинении о троице августин 354 430 писал в писании мы нигде не находим упоминания о трех лицах j p migne patrologiae cursus completus t xlii parisiis 1886 col 941 33 савеллий из птолемаиды в сирии iii в отрицал разделение лиц троицы александрийский священник арий ум в 336 г выступил против учения о единосущности троицы принятого впоследствии никейским собором 325 г 34 джордано бруно отрицал божественность христа в диалоге изгнание торжествующего зверя он высмеивает церковное учение о двойственной божественной и человеческой сущности христа изображая его в виде греческого божества кентавра хирона полу-зверя полу-человека стр 195 в поэме о безмерном и бесчисленном выступая против всякой религии против антропологического представления о божестве и возможно намекая на христианский культ страданий иисуса бруно писал однако мы иным образом нежели негодяи и глупцы определяем волю бога мы считаем нужным прилагать к нему наилучшие достославные и наиболее отвечающие его природе понятия кощунство искать его в крови клопа зашитом трупе пене припадочного под топчущими ногами палачей и в мрачных мистериях презренных колдунов мы же ищем его в неодолимом и нерушимом законе природы в благочестии души хорошо усвоившей этот закон в сиянии солнца в красоте вещей происходящих из лона нашей матери природы в ее истинном образе выраженном физически в лике божественных живых существ которые сияют на безграничном своде единого неба живут чувствуют и мыслят и восхваляют величайшее единство op lat voi i рt i стр 316 35 джордано бруно цитирует по памяти вероятно он имеет в виду следующее место из сочинения августина о троице можно в случае необходимости высказываний и споров говорить о трех лицах итак что же нам остается как не признать что произносим эти слова вынуждаемые необходимостью когда дело касается обильных рассуждений направленных против нападок или заблуждений еретиков j p m i g n e patrologise cursus completus t xlii col 941 36 имеется в виду аббат иоахим ди фьоре автор вышедшей в 1527 г книги пророчества о мужах апостольских он присоединял к троице обособленную человеческую сущность христа в качестве четвертого лица 37 в диалоге изгнание торжествующего зверя джордано бруно высмеивает церковное учение о том что в христе божественная и человеческая сущность соединены непостижимым образом стр 195 196 38 в диалоге изгнание торжествующего зверя джордано бруно пародирует евангельские рассказы о чудесах христа стр 181 182 39 по крайне туманному изложению мочениго невозможно определить в чем заключалась мысль высказанная джордано бруно 40 джулио де сало монах ордена кармелитов франческо вайа неаполитанец плотник умер вскоре после первой серии допросов соседей бруно по камере маттео де орио маттео де сильвестрис см прим 23 41 псалом xxi 2 42 евангелие от иоанна xiv 12 43 марсилио фичино 1433 1499 философ-неоплатоник основатель платоновской академии во флоренции бруно имеет в виду его трактат о сравнении жизни небес далее бруно почти дословно излагает содержание xviii главы этого произведения marsilius fieinus de vita coelitus comparanda in opera i basileae 1576 cтp 556 44 сильвио каноник из кьоццы сосед джордано бруно по камере в венецианской тюрьме упомянут также в статье 218 краткого изложения mercati указ соч стр 107 108 45 грациано хромой франческо грациано см прим 18 46 пресуществление освященного хлеба и вина в тело и кровь христа одна из основных догм христианской религии тридентский собор 1545 1563 вынес специальное постановление о святом таинстве евхаристии если кто скажет что в святом таинстве евхаристии сохраняется сущность хлеба и вина вместе с телом и кровью господа нашего иисуса христа или будет отрицать чудесное и исключительное превращение всей сущности хлеба в тело и всей сущности вина в кровь при сохранении лишь внешнего вида хлеба и вина каковое превращение католическая церковь подобающим образом называет пресуществлением да будет анафема sacrosancti et oecumenici concilii tridentini canones et decreta parisiis 1899 стp 109 47 в поэме о безмерном и бесчисленном джордано бруно выступает против догмата пресуществления и таинства причастия говоря мы ищем великолепия божества и природы слияния и приобщения к нему не в пище и питье и не в каком-либо низменном веществе op lat vol i pt i стр 205 в изгнании торжествующего зверя он говорит о себе что джордано называет вещи своими именами зовет хлеб хлебом вино вином там же он издевается над таинством причастия стр 186 48 гийом котэн библиотекарь аббатства сен-виктор в париже с которым джордано бруно часто беседовал в 1585 г отмечает в своем дневнике что бруно с презрением высказывался о тонкостях схоластов о таинствах и даже об евхаристии о которой как он говорит святые петр и павел не имели представления а только знали что это тело мое memoires de la societe de l histoire de paris et de l ile-de-france vol xxvii paris 1901 стр 295 296 49 мишель де кастельно сеньер де мовисьер 1520 1592 посол короля генриха iii при дворе английской королевы елизаветы был врагом католической лиги сторонником веротерпимости джордано бруно жил в его доме во время пребывания в лондоне с лета 1583 до октября 1585 г ему посвящены диалоги бруно пир на пепле о причине начале и едином и о бесконечности вселенной и мирах и одно латинское сочинение диалоги прим стр 526 50 псалом lхххiv 6 51 псалом xxxv 7 52 в трактате о связях вообще джордано бруно прямо считает ад плодом воображения ибо хотя не существует никакого ада воображение и представление об аде делают ад истинным и достоверным без всякого основания истинности op lat vol i pt iii стр 683 53 джордано бруно цитирует 2-ю сатиру ювенала стихи 149 152 что преисподняя есть существуют какие-то маны шест харона и черные жабы в пучине стигийской возит единственный челн столько тысяч людей через реку в это поверят лишь дети еще не платившие в банях римская сатира пер с латинского д недовича и ф петровского м 1957 стр 178 54 к учению о множественности миров джордано бруно пришел развивая учение коперника и делая философские выводы из гелиоцентрической системы оно в корне противоречило не только господствовавшей в средние века геоцентрической системе которой придерживалась и церковь но и учению церкви о том что человек венец творения что земля центр мира а иисус христос спаситель рода человеческого решительный отказ бруно отречься от учения о множественности миров послужил одной из главных причин его осуждения и казни 55 свои космологические взгляды джордано бруно изложил в диалогах пир на пепле о причине начале и едином о бесконечности вселенной и мирах в философской поэме о безмерном и бесчисленном в тезисах камераценского акротизма и в ряде других произведений 56 здесь как и в диалоге о бесконечности вселенной и мирах бруно борется с богословами их же оружием показывая что отрицание бесконечности вселенной как творения бога означает умаление бесконечного божественного могущества кто отрицает бесконечное действие отрицает бесконечную потенцию вместе с тем бруно выступает против положения выдвинутого фомой аквинским бог может сотворить все что он хочет не признавая за богом свободы воли и утверждая что деятельность бога подчинена законам внутренней необходимости отождествление воли бога и необходимости является естественным выводом из положения философии бруно о тем что природа это бог в вещах см прим 26 57 в камераценском акротизме джордано бруно определяет вселенную как бесконечную телесную субстанцию в бесконечном пространстве вселенная бесконечна миры же бесчисленны ибо отдельные тела миров конечны по величине по численности же все бесконечны op lat vol i pt i стр 75 173 174 58 под всеобщим провидением бруно понимает необходимость совпадающую со свободой божественная воля не только необходима но сама является необходимостью свобода и необходимость едины так что не следует опасаться того что если божественная сущность действует с необходимостью природы то она действует не свободно но скорее напротив она действовала бы совсем не свободно поступая иначе чем требуют необходимость и природа точнее необходимость природы о безмерном и бесчисленном op lat vol i pt i стр 243 см также вопросы истории религии и атеизма 1950 стр 411 прим 76 об отношении бруно к учению церкви о божественном провидении см прим 93 59 эти взгляды изложены джордано бруно в диалоге пир на пепле диалоги стр 60 60 относительно обитаемости других миров джордано бруно говорит в диалоге о бесконечности вселенной и мирах поэтому подобно тому как на этом холоднейшем теле которое само по себе холодно и темно существуют животные которые нуждаются в теплоте и свете солнца точно так же на этом самом горячем светящемся теле солнце существуют животные которые живут благодаря холоду окружающих тел диалоги стр 369 бруно предполагал что жизнь возможна не только на освещенных звездах планетах но и на светящихся звездах 61 псалом xxvi 13 62 псалом сiii 4 63 отстаивая мысль о возможности жизни на других мирах бруно в целях маскировки ссылается на священное писание и отцов церкви 64 псалом lххi 10 65 франческо мария виаларди виалардо ок 1540 1613 писатель поэт автор ряда политических и философских произведений в 1592 г по обвинению в сочувствии генриху наваррскому был арестован инквизицией и содержался в римской тюрьме до июня 1597 г хотя уже в 1595 г папская власть признала генриха iv католиком находясь в заключении всячески подчеркивал свои заслуги в борьбе с еретиками некоторое время находился в одной камере с джордано бруно возможно что отголоском полемики с бруно в тюрьме является одна из записей в составленном виаларди во время заключения комментарии к поэме торквато тассо завоеванный иерусалим по поводу стиха тассо подобно вечному движению луны виаларди пишет таков еретический взгляд тех которые придерживаются мнения о вечности мира ложную сущность которого я показываю в своем сочинении о физических первоначалах rivista storica italiana anno lxviii fase ili napoli 1956 стр 330 66 потрясенный предательским доносом челестино и уличающими его показаниями франческо грациано и других соседей по камере в венецианской тюрьме джордано бруно и в виларди готов был видеть предателя а в его высказываниях преднамеренную провокацию 67 признание вечности мира несовместимо с церковным тезисом о сотворении мира богом бессильные логически доказать этот тезис богословы объявляют акт творения вопросом веры а не познания столп католического богословия фома аквинский пишет что мир имел начало этого следует придерживаться на основании одной лишь веры нельзя познать этого с помощью доказательств однако в высшей мере подобает веровать в это summa ex universa sacrae theologiae antverpiae 1583 p i qu xlvi ari ii 68 это высказывание джордано бруно прямо направлено против одного из основных положений богословия фома аквинский утверждает несомненно что ничто не может быть равно богу но если бы мир существовал всегда он был бы равен богу по длительности своего существования следовательно достоверно то что мир существовал не всегда summa theologiae р i qu xlvi art ii джордано бруно в своих философских произведениях доказывает вечность природы вечность материи и нет вещества которому по природе подобает быть вечным за исключением субстанции которая есть материя но и ей тем не менее подобает быть в вечном изменении пишет он в диалоге пир на пепле диалоги стр 149 и эту же мысль отстаивает в диалоге о причине начале и едином диалоги стр 235 в камераценском акротизме бруно выдвигает тезис о несотворенности и нетленности вселенной op lai vol i pt i стр 175 в изгнании торжествующего зверя он пародирует утверждения богословов о едином акте творения мира богом стр 69 69 пьерфранческо комаскьо сосед джордано бруно по камере в венецианской тюрьме 70 в диалоге изгнание торжествующего зверя бруно пишет что моисей называемый им магом учился у египтян и по множеству знамений победил всех сведущих в магии стр 167 173 71 джордано бруно подразделяет магию на три вида естественную математическую и церемониальную или религиозную суеверную математическая магия ничего общего не имеет с математикой кроме названия она изучает образы фигуры знаки буквы рассматриваемые в качестве средств общения с высшими существами два последние вида магии бруно отвергал как антинаучные хотя и изучал содержание этих оккультных наук в комедии подсвечник бруно высмеивает суеверия своих современников и жульничество магов к естественной магии джордано бруно проявляет серьезный интерес особенно в годы предшествующие аресту он посвятил этому вопросу трактат о магии сам бруно называл его о естественной магии или о физической магии вошедший в московский кодекс op lat vol iii стр 684 предшественник бруно в этой области французский философ агриппа неттесгеймский 1486 1535 следующим образом определяет естественную магию естественная магия есть такая которая созерцает могущественные силы природных и небесных предметов изучает их скрытые способности и открывает тайные силы природы в с рожицын джордано бруно и инквизиция м 1955 стр 163 вслед за ним бруно в диалоге изгнание торжествующего зверя говорит что естественная магия занимается наблюдением природы доискиваясь ее тайн в своих сочинениях о магии джордано бруно основываясь на идее о всеобщей одушевленности природы пытается дать физическое объяснение магических явлений т е таких явлений в жизни природы и в жизни людей объяснить которые было не в состоянии современное ему естествознание f tocco opere inedite di giordano bruno napoli стр 137 138 в этом плане магия как ее понимал бруно являлась предшественницей естественных наук подобно тому как астрология предшествовала астрономии а алхимия современной химии 72 глупцы мира были творцами религий обрядов закона веры правил жизни писал джордано бруно в предисловии к диалогу тайна пегаса с приложением килленского осла диалоги стр 464 73 в том же диалоге джордано бруно называет ослиностью богословие и религию диалоги стр 465 74 в сатирическом диалоге тайна пегаса с приложением килленского осла джордано бруно дает резко отрицательную оценку схоластическому богословию и деятельности отцов церкви диалоги стр 456 486 487 75 тридентский собор 1545 1563 провозгласил анафему всякому кто стал бы выступать против служения обедни в честь святых и осуждать молитвы об их заступничестве перед богом поскольку святые правящие вместе с христом приносят богу свои молитвы за людей хорошо и полезно призывать их со смирением говорится в одном из постановлений собора sacrosancti et oecumenici concilii tridentini canones et decreta p 1899 стр 206 296 299 сравнивая в изгнании торжествующего зверя египетский культ понимаемый им как пантеистическое поклонение богу разлитому в природе с религиями идолопоклонников в греции и других странах мира бруно выступает против христианского культа святых стр 175 176 76 серафино дель аква-спарта сосед джордано бруно по камере в венецианской тюрьме упомянут также в статьях 163 и 218 краткого изложения стр 94 107 108 77 тридентский собор провозгласил анафему всякому кто стал бы утверждать что не следует поклоняться реликвиям святых sacrosancti et oecumenici concilii tridentini canones et decreta paris 1899 стр 296 299 78 о поклонении ослиному хвосту джордано бруно рассказывает в диалоге изгнание торжествующего зверя также я видел что монахи генуэзского замка показываются на короткое время и заставляют целовать мохнатый хвост стр 173 в первой сцене i акта комедии бруно подсвечник бонифацио клянется благословенным ослиным хвостом которому генуэзцы поклоняются в замке op it vol iii bari 1909 стр 29 вплоть до 1797 г в принадлежавшей доминиканскому ордену генуэзской церкви сайта мария ди кастелло хранился в серебряном ларце хвост осла на котором иисус въехал в иерусалим там же стр 30 бруно видел его во время своего пребывания в генуе в 1576 г вскоре после побега из монастыря в той же комедии подсвечник бруно высмеивает поклонение мощам различных святых в риме и торговлю амулетами op it vol iii bari стр 211 212 79 св ермакор полулегендарный католический святой первый епископ аквилеи в венеции была церковь св ермакора в которой вероятно и находилась упомянутая бруно реликвия 80 речь идет о событиях сопровождавших английскую реформацию секуляризацию монастырских имуществ и расхищение церковных богатств в царствование королей генриха viii 1509 1541 и эдуарда vi 1547 1553 81 тридентский собор xvi в провозгласил анафему всякому кто стал бы называть идолопоклонством поклонение святым образам sacrosancti et oecumenici concilii tridentini canones et decreta paris 1899 стр 296 299 против поклонения иконам и иным изображениям божества и святых джордано бруно выступает в диалоге изгнание торжествующего зверя некоторые бессмысленные и глупые идолопоклонники ищут божества не имея о нем никакого представления в останках мертвых и в бездыханных предметах стр 163 82 молитвенник бревиарий доминиканского ордена состоит из молитв католических гимнов отрывков из священного писания и житий святых расположенных по церковным праздникам и по дням календаря 83 слова которыми завершается чтение церковной службы молящиеся должны ответить господи помилуй mercati sommario del processo di giordano bruno citta del vaticano 1942 стр 94 84 серафино дель аква-спарта см прим 76 85 рассказами о подобных чудесах переполнены жития святых и в частности жития св доминика приведенные джордано бруно эпизоды содержатся в житии написанном последовательницей доминика блаженной цецилией чезарини церковь и ее приобщила к лику святых там же содержатся рассказы о том как св доминик загнал в реку дьявола явившегося в виде ящерицы о двух головах или в другой раз ощипал заживо ни в чем не повинного воробья который помешал его проповеди и в образе которого по убеждению присутствовавших и прежде всего самого святого явился не кто иной как сам сатана acta sanctorum augusti tomus i venetiis 1750 стр 588 86 франческо грациано см прим 18 87 этот эпизод из раннего детства джордано бруно рассказан им в сочинения печать печатей ор lat v il pt ii стр 184 185 см в с рожицын указ соч стр 38 88 джордано бруно исходит из представления о душе мира как всеобщем движущем начале жизненное начало по мнению бруно неотделимо от материи из неразрывности духа и материи из бессмертия и неуничтожимости материи бруно выводит бессмертие жизни и души идея всеобщей одушевленности противоречила точке зрения церкви считавшей душу исключительной привилегией человека даром божиим что касается пифагорейской идеи метемпсихоза переселения душ то бруно писал о ней в диалоге изгнание торжествующего зверя я думаю что если и нельзя в это поверить то во всяком случае следует хорошенько рассмотреть это мнение стр 16 89 джордано бруно вероятно имеет в виду следующее место из поэмы лукреция о природе вещей семени мы наконец небесного все порожденья общий родитель наш тот от которого все зачинает мать всеблагая земля дождевой орошенная влагой и порождает хлеба наливные и рощи густые и человеческий род и всяких зверей производит всем доставляя им корм которым они насыщаясь все беззаботно живут и свое производят потомство матери имя земля справедливо поэтому носит тит лукреций кар о природе вещей кн ii стихи 991 998 пер ф а петровского изд ан ссср 1946 стр 131 90 под бессмертной природой души джордано бруно понимает вечное свойство одушевленной материи вечную жизнь меняющую лишь свои формы этот взгляд прямо враждебен религиозно-теологическому представлению о бессмертии личной души именно поэтому инквизиторы так тщательно расследовали этот вопрос взгляды бруно на природу души идея всеобщей одушевленности природы составили наряду с идеей множественности миров важнейший пункт обвинения 91 джордано бруно подчеркивал в тайне пегаса что душа человека по своей субстанции тождественна душе животных и отличается от нее лишь своей фигурацией диалоги стр 490 он пришел к материалистическому представлению о том что человек возвысился над животным состоянием не благодаря исключительным свойствам его души и не благодаря воле божией а в силу развития органов его тела и прежде всего органа органов руки диалоги стр 492 92 астрология подразделялась на натуральную изучавшую воздействие которое якобы оказывают движения созвездий на природные явления изменения погоды и т п и юдициарную рассматривавшую влияние небесных тел на судьбы людей и всего человечества интерес бруно к астрологии несомненен и подтвержден им самим на допросах в инквизиции однако нет никаких данных о том что он соглашался с суеверными представлениями астрологов более того в комедии подсвечник он зло пы-смеипает астрологов и людей верящих их предсказаниям op it vol iii 93 джордано бруно в равной мере отрицал как веру в судьбу так и учение церкви о провидении божием в комедии подсвечник он говорит о фортуне пытаясь раздавать блага которые она держит в своих руках она идет ощупью и чаще всего натыкается на мерзавцев негодяев и злодеев которыми полон мир впрочем это но ее вина а вина того кто ее сотворил юпитер отрицает что сотворил ее как бы то ни было сотворена она или нет но именно так обстоит дело op it vol ili стр 187 блестящая сатира на учение о божественном провидении содержится в диалоге изгнание торжествующего зверя стр 67 69 94 популярный в средние века сборник магическо-астрологического характера неизвестного автора ii в до н э 95 вероятно речь идет о трактате о математической магии содержащем цитаты из нескольких книг вышедших в xvi в и из трактата альберта великого о чудесных деяниях природы это сочинение было переписано учеником джордано бруно иеронимом бесслером служителем из нюрнберга как называет его бруно и вошло в состав московского кодекса 96 мысль эта принадлежит аристотелю и лишь была повторена фомой аквинским о чем джордано бруно говорит в трактате о магии op lat vol iii стр 403 404 бруно имеет в виду начало трактата аристотеля о душе признавая знание хорошим и полезным делом можно ставить одну отрасль знания выше других либо по степени отчетливости знания либо потому что предмет данной науки более ценен аристотель о душе м 1937 стр 3 97 гийом котэн см прим 48 пишет в своем дневнике о бруно он в высшей степени питает отвращение к еретикам франции и англии за то что они презирают добрые дела memoires do la siciete de l histoire de paris vol xxvii paris 1901 стр 296 бруно ссылается на свой диалог о бесконечности вселенной и мирах относительно точного названия этого диалога в литературе существует спор не разрешенный до настоящего времени ряд исследователей основываясь на отсутствии запятой в названии диалога в первом издании de l infinito universo et mondi или de l infinito universo et mondi считает более правильным называть его о бесконечной вселенной и мирах в своем ответе на допросе в инквизиции джордано бруно как будто подтверждает это последнее толкование если только дело не в сокращении допущенном составителем протокола бруно имеет в виду следующее место из диалога где он выступает против деятелей реформации так иногда известные извратители законов веры и религии желая казаться мудрыми заражали столько народов и делали их более варварскими и преступными чем они были раньше презирающими добрые дела уверенными в себе при всех своих пороках и злодействах диалоги стр 319 98 против средневекового аскетизма бруно выступает в диалоге о героическом энтузиазме стр 19 20 99 джованни мочениго явился в римскую инквизицию с новым доносом на джордано бруно в июне 1594 г 100 первая часть сочинения джордано бруно песнь цирцеи изданного в париже в 1582 г в которой перечисляются свойства различных животных является острой хотя подчас и не вполне понятной для современного читателя сатирой на духовенство в виде обезьян там изображены монахи в виде псов монахи-доминиканцы называвшие себя псами господними вполне возможно что в виде свиньи там изображен римский папа op lat vol ii pt i стр 179 257 в прощальной речи в виттенбергском университете 1588 г джордано бруно говорит о папе что он во всеоружии с ключами и мечом с обманом и силой коварством и насилием с лицемерием и жестокостью лисица и лев наместник адского тирана отравил человечество суеверным культом и более чем животным невежеством под видом божественной мудрости и угодной богу простоты и сравнивает папскую тиару с адским псом треглавым цербером ор lat vol i pt i стр 20 21 101 галеаццо караччоли маркиз де вико 1516 1586 возглавлял итальянскую реформатскую общину в женеве 102 никколо бальбани доктор церковного права с 1551 по 1587 г был настоятелем итальянской реформатской церкви в женеве 103 альбериго джентиле 1512 1608 уроженец анконы автор труда право войны принадлежит к итальянской реформатской эмиграции во время пребывания джордано бруно в англии преподавал юриспруденцию в оксфордском университете в саксонию а джентиле прибыл с английским посольством 104 во франкфурте в 1591 г джордано бруно опубликовал три философские поэмы которые наряду с итальянскими диалогами составляют основную часть его философского наследия о безмерном и бесчисленном о монаде числе и фигуре и о тройном наименьшем и об измерении 105 постановлением тридентского собора xvi в были запрещены все сочинения лютера кальвина цвингли и других деятелей реформации sacrosancti et oecumenici concilii tridentini canones et decreta paris 1899 стр 427 106 раймунд луллий 1235 1315 испанский философ-схоласт разрабатывал искусство механического мышления при помощи кругов с начертанными на них понятиями занимался мнемоникой учением о методах развития механической памяти отвергая богословские взгляды луллия бруно много внимания уделял развитию логических мнемонических приемов луллия сочинения луллия во времена бруно были запрещены католической церковью как еретические впоследствии луллий был причислен к лику святых 107 агостино монтальчино один из самых реакционных итальянских богословов xvi в не раз приезжал в монастырь св доминика где находился джордано бруно для устройства теологических диспутов сводившихся к доказательству того или иного положения из суммы богословия фомы аквинского 108 вопрос о том отрекался ли джордано бруно ранее от своих еретических взглядов имел большое юридическое значение еретик однажды уже представавший перед судом инквизиции и отрекшийся а затем вновь впавший в ересь подлежал более суровому наказанию 109 франческо иеренимиани сосед джордано бруно по камере в венецианской тюрьме 110 имеется в виду венецианская синьория 111 книга джордано бруно о знамениях времени не сохранилась содержание ее не известно 112 о тенях идей первое дошедшее до нас сочинение джордано бруно оно посвящено не только учению о памяти но и изложению теории познания 113 содержание этого произведения джордано бруно не известно 113 имеется в виду священник доменико да ночера учитель бруно преподававший философию фомы аквинского в монастырской школе в неаполе в 1572 1574 гг с которым джордано бруно встречался в венеции незадолго до ареста он подтвердил это показание бруно во время допроса в инквизиции 115 с марта 1595 по декабрь 1597 г инквизиторы изучали философские произведения джордано бруно с целью извлечения из них еретических положений к этому времени в распоряжении инквизиции имелись все основные сочинения бруно приведенные далее положения извлечены из итальянских диалогов пир на пепле о причине начале и едином о бесконечности вселенной и мирах а также из латинских поэм о монаде числе и фигуре и о тройном наименьшем и об измерении 116 эти положения извлечены из диалога о причине начале и едином а также из поэм о монаде числе и фигуре и о тройном наименьшем и об измерении 117 в своих произведениях джордано бруно ссылается на библию не как на священное писание он дает библейским текстам рационалистическое толкование в данном случае бруно имеет в виду второй стих i главы книги бытия дух господень пребывал на водах перевод который дает бруно отличается от латинского перевода вульгаты и от русского синодального перевода дух божий носился над водою и по мнению л фирпо более точно передает древнееврейский текст l firро il processo di giordano bruno napoli 1949 стр 77 84 толкование этого места бруно дает в диалоге о причине начале и едином диалоги стр 267 118 в диалоге о бесконечности вселенной и мирах бруно пишет там где активная потенция бесконечна там с необходимостью и объект этой потенции бесконечен диалоги стр 326 119 екклезиаст xii 7 120 взгляды джордано бруно на сущность души мира и всеобщей одушевленности природы и материи изложены в диалогах о причине начале и едином и о бесконечности вселенной и мирах диалоги стр 202 213 323 и др 121 эти положения извлечены из диалогов о причине начале и едином и пир на пепле никакая вещь не уничтожается и не теряет бытия но лишь случайную внешнюю и материальную форму и когда мы видим нечто как говорится умирающим то мы должны верить не столько в его смерть сколько в изменение и в прекращение его случайного состава и построения так как вещества которые в него входят всегда остаются бессмертными диалоги стр 113 232 233 122 очевидно в разъяснениях джордано бруно приводились какие-то цитаты из библии опущенные составителем краткого изложения что касается евангелиста иоанна то бруно имеет в виду ссылку на 17-й стих i главы откровения иоанна содержащуюся в его диалоге о причине начале и едином диалоги стр 245 123 екклезиаст i 4 и i 9 в синодальном издании библии слова екклезиаста i 9 гласят что было то и будет и нет ничего нового под солнцем 124 сравнение мировой души и душ людей с отражением солнца в зеркале и в осколках зеркала содержится в трактате бруно светильник тридцати статуй если бы одно было солнце и одно огромное зеркало во всем зеркале можно было бы созерцать одно солнце и если бы случилось так что это зеркало разбилось на бесчисленное количество частей мы увидели бы как во всех частях явился полный и цельный образ солнца ор lat vol iii стр 59 60 125 псалом lvii 8 126 псалом lxx1 1 6 7 127 пропаганде гелиоцентрической системы и философских выводов из нее посвящен диалог джордано бруно пир на пепле девятая глава третьей книги поэмы о безмерном и бесчисленном называется о свете николая коперника и прославляет научный подвиг великого польского ученого op lat vol i pt i стр 380 389 128 екклезиаст i 4 5 синодальный перевод этого текста соответствует толкованию которое дает джордано бруно земля не стоит а пребывает вовеки 129 речь идет о метафорическом стиле сочинений джордано бруно в диалоге пир на пепле он говорит о звездах эти пылающие тела суть посланники извещающие о превосходстве славы и величия божия диалоги стр 60 в ответе на замечания инквизиторов бруно пытается дать приемлемое для богословов объяснение этого поэтического образа 130 псалом xviii 2 131 в диалоге о бесконечности вселенной и мирах...
- 16.05.2010, 19:45. рБ Андрей в теме
«Ответ на обращения группы студентов МИФИ о демонтаже креста.»
... путаете с мусульманством или с конкистадорами конца xv xvi веков испанскими или португальскими завоевателями...