Слово
«кокошников»впервые сказано пользователем
SharapoFF 24.04.2007 в 16:15,
и с тех пор употреблялось
4 раза.
Сообщения со словом
«кокошников»
Запрос выполнился за
0.0014 сек.
- 24.04.2007, 16:15. SharapoFF в теме
«ГОЛОСУЙ ИЛИ проиграешь!»
... последнего звездчатый в плане охвачен тремя рядами кокошников и заканчивается световым шатром по диагоналям к центральному храму примыкают четыре бесстолпные в плане близкие к квадрату церкви завершенные пирамидами кокошников вперебежку они напоминают приделы церкви иоанна предтечи в дьякове по странам света между угловыми церквами вкомпонованы высокие восьмигранные столпообразные объемы с рядами кокошников в основаниях барабанов весь собор с самого начала не имел ясно выраженного главного фасада здание было рассчитано на всестороннее обозрение на круговой обход как извне так и изнутри снаружи это подчеркивалось первоначально одноярусной открытой галереей окаймляющей подклет с гульбищем наверху и симметрично поднимавшимися к нему на западе плавными лестницами-всходами на арках объединительная роль галерей сохранялась и при последующих переделках храма внутри все части здания связаны между собой переходами окружающими центральный храм последний также имеет наружную обходную галерею в завершении первого яруса на нее выводит внутристенная лестница в юго-восточной части объема центральный храм выделяется своим оформлением каждая грань его шатра расцвечена полихромными кафелями и украшена кокошниками а ребра фигурным кованым железом на звездчатом основании шатра прежде стояли восемь белокаменных главок в отличие от монументального внешнего облика собора интерьеры его оставляют впечатление тесного лабиринта прерываемого вертикальными пространствами раскрытых внутрь столпов самый большой из них башня покровской церкви высота от пола 46 м имеет внутреннюю площадь 64 кв м переходы связывающие столпы выполняют роль своеобразной внутренней паперти главным украшением которой являются выходящие на нее порталы церквей переходы в основном сводчатые кроме западной части которая имеет плоское кессонированное перекрытие этим приемом в сложном непохожем на канонические храмовые композиции интерьере зодчие выделили притвор кроме трех столпов центрального и двух западных диагональных где алтари имеют наружные выступы в прочих места алтарей отмечены лишь изнутри разнообразными по форме и глубине нишами в восточных гранях сводчатый подклет составленный из массивных оснований для каждого храма с камерами внутри и объединяющих коридоров снаружи оформлен в соответствии с богатым внешним обликом здания тонко профилирован цоколь и ниши в стенах члененные пилястрами помещения подклета предназначенные для хранения государственной казны перекрыты сводами и лишены декоративного убранства в подклет ведет внутристенная лестница расположенная в северо-восточном углу главного храма уникальность структуры здания выделяющая его в ряду каменных столпообразных храмов xvi века побуждала исследователей искать причины появления такого феномена многие из них начиная с и е забелина выводили архитектуру покровского собора из композиций деревянных храмов численно преобладавших в допетровской руси влиянием деревянной архитектуры объяснялись общая компоновка здания граненый абрис апсид декоративные щипцы стрелы украшающие восьмерики и наружная обработка ребер нижних ярусов восьмигранных башен в виде рельефных кругов передающих в камне формы торцов бревенчатого сруба в обло однако в целом решение образа храма и его декора вероятнее всего результат сложного взаимовлияния обеих ветвей древнерусской архитектуры и деревянной и каменной в системе кокошников и машикулей филенчатой обработке граней в чистоте обломов карнизов цоколей и тяг обрамлений круглых окон и форме порталов завершенных полуциркульными архивольтами заметна прямая связь с предшествующим периодом каменного русского зодчества и не только с ближайшими по времени произведениями но и с возникшими на рубеже xv-xvi веков под влиянием деятельности мастеров итальянского возрождения обращает на себя внимание прием кладки куполов который как считают выработан итальянцами здесь конструктивная по своей сути система сходящихся к центру изогнутых линий кирпичей поставленных на угол образует видимый снизу четкий динамичный узор собору присуще единство мотивов в системе архитектурного оформления фасадов и интерьеров правда наружный декор столпов богаче деталями но сходство основного приема очевидно уступчатые ниши-филенки в обработке граней полуколонки либо пилястры отмечающие углы внутри и ребра снаружи близость в решении внутренних и внешних тяг и карнизов все направлено на выявление конструктивной сущности здания в 1957 году были найдены остатки фресок xvi века изображающих ложные окна ромбы и кокошники черным по белому фону как декоративный элемент здесь воспринимались и черные буквы летописи об окончании строительства собора написанные по белому фону фриза в основании шатра покровской церкви о первоначальном внутреннем убранстве собора известно немногое однако судя по остаткам росписей xvi века под кирпич на стенах коридоров-гульбищ можно полагать что этот декоративный прием был широко использован в интерьере первоначальные полы в основном были кирпичными в елку а в южном столпе дубовые в первозданном виде собор простоял до 1588 года когда в северо-восточном углу на месте участка галереи была сооружена десятая церковь над могилой известного в москве юродивого василия блаженного по имени этой церкви собор получил свое второе наименование небольшой объем храма василия блаженного перекрытый крестчатым сводом прежде венчала горка кокошников завершенная главой то есть его архитектурные...