Летопись МИФИ

Перед прочтением сжечь


ЕГЭ-2024
Тесты ЕГЭ Онлайн
Задачи ЕГЭ по математике
Решения ЕГЭ по математике

Вступительные экзамены и специальности
Фишки для Корума:
Рейтинг пользователей Корума
Настроение • Модераторы
Темы • Картина дня • Realtime
Прочие фишки:
Нецензурная брань
Народная орфография
Морзянка онлайн • Калькулятор
Анаграммы • Игра в города

Загрузка календаря

Новые записи

20.05Задача про фермера и его кредит
26.01Актуализация сервисов ЕГЭ по математике 2014 года
05.11Поломалось
28.08Смена парадигмы
18.07Как вести себя в приличном обществе, предварительно обмочив штаны
оглавление »

Лучшие записи

1.Математическое порно1563
2.Ответы ко всем задачам ЕГЭ по математике 2010 года793
3.Тесты ЕГЭ Онлайн515
4.Результаты ЕГЭ по математике368
5.Результаты ЕГЭ по русскому языку268

О чем тут?

NX VBAB Webometrics igjhs А1-08 Абитуриенты Бачинский ВКонтакте Ващенифтему Волга Диплом Дрессировка преподов Дума ЕГЭ Жизнь Забабахал Инновации История Кафедра 26 Кларк Корум Лженаука МИФИ МИФИсты Морзянка НИЯУ Нанотехнологии Наука Образование Омоймоск ПЦ Поздравляю Поиск Президент Преподы Приколы Программное обеспечение Рейтинги Русский язык Сессия Смерть Статистика Стихи Сувениринг Тест Учеба Учебные материалы ФЯУ Физтех Фотки Ядерщики матанализ

Комментарии

День памяти
  20 мая 2023 (мифи умер)

Задача про фермера и его кредит
  20 мая 2023 (Алекс)

Математическое порно
  22 марта 2023 (Angleton)

Российский Союз ректоров
  19 февраля 2023 (Hellen Paul )

В помощь юному радисту: Морзянка 1.0
  13 ноября 2022 (Сергей)

Знахари и шаманы в МГТУ имени Баумана
  5 ноября 2021 (монах из кельи)

Зачет по инженерной графике
  24 августа 2020 (Инженерная графика)

Пасынки Вселенной
  18 февраля 2020 (Max Brown)

Финансовая пирамида за 10 рублей
  7 февраля 2020 (Флора Миллс)

База решений задач ЕГЭ по математике
  26 декабря 2019 (Мария)

$kib@t®onЪ
Сейчас на скибатроне
Шедевры
Я ищу слово,  «» 

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z

Слово «подлинному»
впервые сказано пользователем alexander_moiseenko 08.01.2008 в 22:08,
и с тех пор употреблялось 2 раза.
СообщенияПользователиПользователи (top10)Проверить

Сообщения со словом
«подлинному»

Запрос выполнился за 0.0189 сек.
  1. 08.01.2008, 22:47. alexander_moiseenko в теме
    «Смысл жизни»
    ... совершенно ложным противоречащим христианскому сознанию и подлинному строению бытия стремлением оторвать бога...
  2. 08.01.2008, 22:08. alexander_moiseenko в теме
    «Смысл жизни»
    ... благо для меня лично то к чему мы стремимся как к подлинному условию осмысленной жизни должно следовательно так совмещать оба эти начала что они в нем погашены как отдельные начала а дано лишь само их единство мы стремимся не к той или иной субъективной жизни как бы счастлива она ни была но и не к холодному безжизненному объективному благу как бы совершенно оно ни было само в себе мы стремимся именно к осмысленной объективно-полной самодовлеюще-ценной жизни высшее благо следовательно не может быть ничем иным кроме самой жизни но не жизни как бессмысленного текучего процесса и вечного стремления к чему-то иному а жизни как вечного покоя блаженства как самознающей и самопереживающей полноты удовлетворенности в себе жизнь в благе или благая жизнь или благо как жизнь вот цель наших стремлений и абсолютная противоположность всякой разумной жизненной цели есть смерть небытие искомое благо не может быть только идеалом чем-то бесплотным и конкретно не существующим оно должно быть живым бытием и притом таким которое объемлет нашу жизнь и дает ей последнее удовлетворение именно потому что оно есть выражение последнего глубочайшего ее существа конкретный пример и более чем пример такого блага мы имеем в лице любви когда мы любим подлинной любовью чего мы в ней ищем и что нас в ней удовлетворяет хотим ли мы только вкусить личных радостей от нее использовать любимое существо и наше отношение к нему как средство для наших субъективных наслаждений это было бы развратом а не подлинной любовью и такое отношение прежде всего было бы само покарано душевной пустотой холодом и тоской неудовлетворенности хотим ли мы отдать свою жизнь на служение любимому существу конечно хотим но не так чтобы это служение опустошало или изнуряло нашу собственную жизнь мы хотим служения мы готовы на самопожертвование даже на гибель ради любимого существа но именно потому что это служение это самопожертвование и гибель не только радостны нам но и даруют нашей жизни полноту и покой удовлетворенности любовь не есть холодная и пустая эгоистическая жажда наслаждения но любовь и не есть рабское служение уничтожение себя для другого любовь есть такое преодоление нашей корыстной личной жизни которое именно и дарует нам блаженную полноту подлинной жизни и тем осмысляет нашу жизнь понятия объективного и субъективного блага здесь равно недостаточны чтобы выразить благо любви оно выше того и другого оно есть благо жизни через преодоление самой противоположности между моим и чужим субъективным и объективным и однако любовь к земному человеческому существу сама по себе не дает подлинного последнего смысла жизни ясно что высшее абсолютное благо наполняющее нашу жизнь само должно быть вечным ибо как только мы помыслим в качестве него какое-либо временное состояние будь то человеческой или мировой жизни так возникает вопрос об его собственном смысле искомая нами объективно полная и обоснованная жизнь не может быть этим беспокойством этим суетливым переходом от одного к другому той внутренней неудовлетворенностью которая есть как бы существо мирового течения во времени она должна быть вечной жизнью вечным незыблемо в себе утвержденным возвышающимся над временной неустойчивостью должно быть прежде всего то абсолютное благо служением которому осмысливается наша жизнь живое благо или благо как жизнь должно быть вечной жизнью и эта вечная жизнь должна быть моей личной жизнью моя жизнь может быть осмыслена только если она обладает вечностью вдумываясь еще глубже мы подмечаем необходимость еще одного дополнительного условия осмысленности жизни не только фактически я должен служить высшему благу и пребывая в нем и пропитывая им свою жизнь тем обретать истинную жизнь но я должен также непрерывно разумно сознавать все это соотношение ибо если я бессознательно участвую в этом служении оно только бессознательно для меня обогащает меня то я по-прежднему сознаю свою жизнь пребывающей во тьме бессмыслицы не имею сознания осмысленной жизни вне которого нет и самой осмысленности жизни это благо не только должно объективно быть истинным и не только восприниматься мною как истинное ибо в последнем случае не исключена возможность и сомнения в нем и забвения его но оно само должно быть самой истиной самим озаряющим меня светом знания бессмысленность есть тьма и слепота смысл есть свет и ясность и осмысленность есть совершенная пронизанность жизни ясным покойным всеозаряющим светом благо совершенная жизнь полнота и покой удовлетворенности и свет истины есть одно и то же и в нем и состоит смысл жизни мы ищем в нем и абсолютно твердой основы подлинно-насыщающего питания и озарения и просветления нашей жизни в этом неразрывном единстве полноты удовлетворенности и совершенной просветленности в этом единстве жизни и истины и заключается искомый смысл жизни итак жизнь становится осмысленной поскольку она служит и свободно и сознательно служит абсолютному и высшему благу которое есть вечная жизнь животворящая человеческую жизнь как ее вечная основа и подлинное завершение и есть вместе с тем абсолютная истина свет разума пронизывающий и озаряющий человеческую жизнь но таким истинным путем для нашей жизни может быть лишь то что вместе с тем само есть и жизнь и истина аз семь путь истина и жизнь и теперь мы можем подвести краткий итог нашим размышлениям для того чтобы жизнь имела смысл необходимы два условия существование бога и наша собственная причастность ему достижимость для нас жизни в боге или божественной жизни необходимо прежде всего чтобы несмотря на всю бессмысленность мировой жизни существовало общее условие ее осмысленности чтобы последней высшей и абсолютной основой ее был не слепой случай не тьма неведения а бог как вечная твердыня вечная жизнь абсолютное благо и всеобъемлющий свет разума и необходимо во-вторых чтобы мы сами несмотря на все наше бессилие на слепоту и губительность наших страстей на случайность и краткосрочность нашей жизни были не только творениями бога не только глиняной посудой которую лепит по своему произволу горшечник и даже не только рабами бога исполняющими его волю подневольно и только для него но и свободными участниками и причастниками самой божественной жизни так чтобы служа ему мы в этом служении не угашали и не изнуряли своей собственной жизни а напротив ее утверждали обогащали и просветляли это служение должно быть истинным хлебом насущным и истинной водой утоляющей нас более того только в этом случае мы для себя самих обретаем смысл жизни если служа ему мы как сыновья и наследники домохозяина служим в нашем собственном деле если его жизнь свет вечность и блаженство может стать и нашим если наша жизнь может стать божественной и мы сами можем стать богами обожиться мы должны иметь возможность преодолеть всеобессмысливающую смерть слепоту и раздражающее волнение наших слепых страстей все слепые и злые силы бессмысленной мировой жизни подавляющие нас или захватывающие в плен для того чтобы найти этот истинный жизненный путь который есть для нас и истинная жизнь и подлинная живая истина мы не должны и не можем отталкивать от себя эти сомнения мы обязаны взять на себя все бремя честной и горькой правды которая в них содержится но мы не должны и преждевременно впадать в отчаяние как ни мало мы до сих пор подвинулись вперед в разрешении вопроса о смысле жизни мы достигли по крайней мере одного мы отдали себе отчет в том что мы разумеем когда говорим о смысле жизни и при каких условиях мы считали бы этот смысл осуществленным а теперь попытаемся не делая себе никаких иллюзий но и не отступая перед величайшими трудностями соединив бесстрашие честной мысли с бесстрашием воли стремящейся к единственной цели всей нашей жизни вдуматься и присмотреться в какой мере и в какой форме осуществимы или даны сами эти условия 4 бессмысленность жизни рассмотрим нашу жизнь в эмпирической ее действительности первое так сказать минимальное условие возможности достижения смысла жизни есть свобода только будучи свободными мы можем действовать осмысленно стремиться к разумной цели искать полноты удовлетворенности все необходимое подчинено слепым силам необходимости действует слепо как камень притягиваемый землею при своем падении но мы со всех сторон связаны окованы силами необходимости мы телесны и потому подчинены всем слепым механическим законам мировой материи спотыкаясь мы падаем и если случайно это произойдет перед налетающим на нас автомобилем то элементарные законы физики сразу пресекают нашу жизнь а с ней все наши планы разумного осуществления жизни ничтожная бацилла туберкулеза или иной болезни может прекратить жизнь гения остановить величайшую мысль и возвышеннейшее устремление мы подчинены и слепым законам и силам органической жизни в силу их непреодолимого действия срок нашей жизни слишком краток для полного обнаружения и осуществления заложенных в нас духовных сил не успеем мы научиться из опыта жизни и ранее накопленного запаса знаний разумно жить и правильно осуществлять наше призвание как наше тело уже одряхлело и мы приблизились к могиле отсюда неизбежное даже при долгой жизни трагическое чувство преждевременности и неожиданности смерти как уже конец а я только что собирался жить по-настоящему исправить ошибки прошлого возместить зря потерянное время и потраченные силы и трудность поверить в свое собственное старение лучшие и разумные наши стремления либо разбиваются о внешние преграды либо обессиливаются нашими собственными слепыми страстями один растрачивает себя на разгул и наслаждения и когда физическое и духовное здоровье уже безнадежно потеряно с горечью убеждается в пошлости бессмысленности всех наслаждений другой аскетически воздерживается от всех непосредственных жизненных радостей закаляя и сберегая себя для великого призвания или святого дела чтобы потом когда жизнь уже клонится к концу убедиться что этого призвания у него совсем нет и это дело совсем не свято кто остается одинок боясь обременить себя тягостями семьи страдает от холода одинокой старости и скорбит о уже недостяжимом уюте семьи и ласке любви кто создав семью оказался обремененным тягостями семейных забот погруженный в мелочную суету семейных дрязг и волнений все наши страсти и сильнейшие влечения обманчиво выдают себя за что-то абсолютно важное и драгоценное для нас гете прозванный баловнем судьбы проживший исключительно долгую счастливую и плодотворную жизнь обладатель редчайшего дара умения сочетать творческую энергию безмерное трудолюбие и могучую силу воли с жаждой и способностью испытать все жизненные наслаждения этот избранник человечества под конец своей жизни признавался что за 80 лет своей жизни он изведал лишь несколько дней полного счастья и удовлетворения и он поведал что сущность жизни узнает лишь тот кто в слезах ест свой хлеб и в тоске и кручине проводит бессонные мучительные ночи и что судьба утешает нас лишь одним неустанным припевом терпи лишения если такова жизненная мудрость счастливца человечества то какой итог должны подвести все остальные менее удачливые и одаренные люди со всей их немощностью со всей тяжестью их жизненной участи указанное убеждает нас что все мы рабы слепой судьбы слепых ее сил вне нас и в нас а раб как мы уже знаем и как это ясно само собой не может иметь осмысленной жизни гомер говорит что из тварей которые дышат и ползают в прахе истинно в целой вселенной несчастнее нет человека и все греческие поэты согласно вторят ему в этом и земля и море полны бедствий для человека гесиод слаба жизнь человека бесплодны его заботы в краткой его жизни скорбь следует за скорбью симонид человек в этом мировом целом лишь дуновение и тень или еще менее сон тени пиндар и вся античная философия сходится в этом мнении с греческой поэзией с нею совпадает и вся живая мудрость остального человечества библия и махабхарата вавилонский эпос и могильные надписи древнего египта суета сует сказал екклесиаст суета сует все суета что пользы человеку от всех трудов его которыми трудится он под солнцем участь сынов человеческих и участь животных участь одна как те умирают так умирают и эти и одно дыхание у всех и нет у человека преимущества перед скотом потому что все суета и ублажил я мертвых которые давно умерли более живых которые живут доселе а блаженнее обоих тот кто еще не существовал кто не видал злых дел какие делаются под солнцем и обратился я и видел под солнцем что не проворным достается успешный бег не храбрым победа не мудрым хлеб и не у разумных богатство и не искусным благорасположение но время и случай для всех их еккл 1 1-2 iii 19 iv 2-3 ix ii человечество в своей эмпирической исторической жизни совсем не движется вперед поскольку мы мним обосновать нашу жизнь на служение общественному благу осуществлению совершенного общественного строя воплощению в коллективном быте и человеческих отношениях начал правды добра и разума мы должны с мужественной трезвостью признать что мировая история совсем не есть приближение к этой цели что человечество теперь не ближе к ней чем век два или двадцать веков тому назад даже сохранение уже достигнутых ценностей для него оказывается невозможным где ныне эллинская мудрость и красота одно воспоминание о которой наполняет нам душу грустным умилением кто из нынешних мудрецов если он не обольщает себя самомнением может достигнуть своей мыслью тех духовных высот на которых свободно витала мысль платона или плотина близки ли мы теперь от того умиротворения и правового упорядочения всего культурного мира под единой властью которого мир уже достиг в золотую пору римской империи с ее pax romana можем ли мы надеяться на возрождение в мире тех недосягаемых образцов глубокой и ясной религиозной веры которую являли христианские мученики и исповедники первых веков нашей эры где теперь богатство индивидуальностей цветущая полнота и многообразие жизни средневековья которое высокомерная пошлость убогого просветительства назвала эпохой варварства и которое как несбыточная мечта манит к себе чуткие души изголодавшиеся в пустыне современной цивилизации поистине надо очень твердо веровать в абсолютную ценность внешних технических усовершенствований аэропланов и беспроволочных телеграфов дальнобойных орудий и удушливых газов крахмальных воротничков и ватерклозетов чтобы разделять веру в непрерывное совершенствование жизни и самый прогресс эмпирической науки бесспорный за последние века и во многом благодетельный не искупается ли он с избытком той духовной слепотой тем небрежением к абсолютным ценностям той пошлостью мещанской самоудовлетворенности которые сделали такие удручающие успехи за последние века и как будто неустанно продолжают прогрессировать в европейском мире и не видим ли мы что культурная просвещенная озаренная научным разумом и очищенная гуманитарными нравственными идеями европа дошла до бесчеловечной и бессмысленной мировой войны первая мировая война и стоит на пороге анархии одичания и нового варварства и разве ужасная историческая катастрофа совершившаяся в россии и сразу втоптавшая в грязь отдавшая в руки разнузданной черни и то что мы в ней чтили как святую русь и то на что мы уповали и чем гордились в мечтах о великой россии не есть решающее обличение ложности теории прогресса под влиянием этого сознания один из самых тонких чутких и всесторонне образованных исторических мыслителей нашего времени освальд шпенглер учит что всемирная история есть принципиально бессмысленная смена рождения расцветания упадка и смерти отдельных культур история человечества есть история последовательного крушения его надежд опытное изобличение его заблуждений все человеческие идеалы все мечты построить жизнь на том или ином отдельном нравственном начале взвешиваются самою жизнью находятся слишком легкими и жизнью отбрасываются как негодные да и может ли быть иначе когда мы думаем об истории об общей судьбе человечества мы как-то забываем что история человечества есть лишь обрывок и зависимая часть космической истории мировой жизни как целого та плененность извне и извнутри случайными слепыми чуждыми нашим заветным чаяниям космическими силами которую мы усмотрели как роковое состояние единичной человеческой жизни эта плененность присуща в такой же если не большей мере и жизни общечеловеческой со всех сторон человечество окружают слепые силы и роковые слепые необходимости космической природы уже то обстоятельство что человеческая жизнь индивидуальная и коллективная в такой огромной мере сводится на ту самую борьбу за существование на беспрерывную самоубийственную драку за средства пропитания которая господствует во всем животном мире что несмотря на все технические усовершенствования с размножением человеческого рода все относительно меньше становится на земле плодородной почвы угля железа и всего что нужно людям и борьба за обладание ими становится все ожесточеннее уже одно это есть достаточное свидетельство того как стихийные условия космической жизни сковывают человеческую жизнь и заражают ее своей бессмысленностью представим себе хоть на мгновение с полной реалистической ясностью то положение человечества которое соответствует подлинной действительности в каком-то уголке мирового пространства кружится и летит комочек мировой грязи называемый земным шаром на его поверхности копошатся кружась и летя вместе с ним миллиарды и биллионы живых козявок порожденных из него же в том числе двуногие именующие себя людьми бессмысленно кружась в мировом пространстве бессмысленно зарождаясь и умирая через мгновение по законам космической природы они в то же время движимые теми же слепыми силами дерутся между собой к чему-то неустанно стремятся о чем-то хлопочут устраивают между собой какие-то порядки жизни и эти-то ничтожные создания природы мечтают о смысле своей общей жизни хотят достигнуть счастья разума и правды к счастью тот духовный кризис который переживает в настоящее время человечество уже раскрыл многим наиболее проницательным естествоиспытателям нашего времени глаза и дал им понять убожество и ложность чисто механического естественнонаучного миросозерцания со всех сторон в новейшей критике механической физики галилея и ньютона в новейших физико-механических открытиях разлагающих косную материю на заряды сил в критике дарвинистических учений об эволюции в усмотрении виталистических антимеханистических начал органической жизни всюду возрождаются и вновь открываются человеческому взору признаки свидетельствующие что мир есть не мертвый хаос косных материальных частиц а нечто гораздо более сложное и живое мир не есть мертвая машина или хаос косной материи не слепок не бездушный лик мир есть как бы живое существо и вместе с тем единство множества живых сил конечно мир не есть зрячее и разумное существо он слепой великан который корчится в муках терзается своими собственными страстями от боли грызет самого себя и не находит выхода своим силам мы видели условия достижимости смысла жизни существование бога как абсолютного блага вечной жизни и вечного света истины и божественность человека возможность для него приобщиться к этой истинной божественной жизни на ней утвердить ею всецело заполнить свою собственную жизнь но мир не есть бог и его жизнь не божественная жизнь как бы мы ни восхищались стройностью и грандиозностью мироздания красотой и сложностью живых существ в нем как бы мы ни трепетали перед безмерностью его глубины но одна наличность страданий зла слепоты и тленности в нем свидетельствуют о его небожественности и не позволяет нам в нем как он есть и непосредственно нам дан усмотреть решающее свидетельство наличия всеведущего всеблагого и всемогущего творца как говорит один проницательный немецкий религиозный мыслитель макс шелер если бы мы должны были от познания мира умозаключить к существованию бога то наличие в мире хотя бы одного червя извивающегося от боли было бы уже решающим противопоказанием рассматривая мир как он есть мы неизбежно приходим в вопросе об его первопричине или о действии бога в нем к дилемме одно из двух или бога совсем нет и мир есть творение бессмысленной слепой силы или же бог как всеблагое и всеведущее существо есть но тогда он не всемогущ и не есть творец и единодержавный промыслитель мира первый вывод делает ныне господствующее мировозрение второй более глубокий по чисто религиозным мотивам был сделан рядом мыслителей искавших бога на чисто интеллектуальном пути но и в том и в другом случае наша жизнь одинаково бессмысленна 5 самоочевидность истинного бытия итак мир так устроен что будучи слепым и бессмысленным в своем течении в своих действенных силах он в лице человеческого разума вместе с тем пронизан лучом света озарен знанием самого себя этот свет знания как бы недостаточен он ни был для того чтобы преобразить мир и разогнать его тьму ибо он может лишь видеть саму эту тьму а не победить ее есть все же нечто абсолютно инородное этой тьме и вообще всем силам и реальностям эмпирического мира знание не есть ни физическое столкновение реальностей ни какое-либо их взаимодействие это есть совершенно своеобразное в терминах эмпирической реальности не описуемое начало в силу которого бытие раскрывается или озаряется сознает и познает себя паскаль назвал человека мыслящим тростником и говорил если вся вселенная обрушится на меня и задавит меня то в это мгновение моей гибели я буду все же возвышаться над ней ибо она не будет знать что она совершает а я буду это знать человек ничтожный тростник колеблемый любым порывом ветра слабый росток гибнущий от самого легкого воздействия на него враждебных мировых сил своим разумным сознанием возвышается над всем миром и в своем сознании обладает вечностью ибо его взор может витать над бесконечным прошлым и будущим может познавать вечные истины и вечную основу жизни в лице нашего знания которое явно сверхпространственно и сверхвременно мы имеем наличие в нас начала иного вечного бытия действие в нас некой сверхмирной божественной силы в нем открывается для нас совершенно особое и в то же время абсолютно очевидное бытие ближайшим образом внутреннее бытие нас самих в акте нашего познания не мы сами что-то делаем и не из нас самих как ограниченных и отдельных существ оно рождается мы только узнаем истину нас озаряет свет знания очевидность того что истинно есть независимо от того познаем мы его или нет раскрывается ли оно нашему сознанию или нет наше собственное бытие есть первая и самодостаточная очевидность оно само не раскрывалось бы нам если бы в самом бытии как таковом не было начала знания первичного света истины которое во всяком человеческом знании только озаряет собою человеческую душу этот свет истины единый для всех и вечный явно не есть ни что-либо только человеческое ни даже что-либо только от мира ни что-либо частное он есть отблеск божества и свидетельство о нем в нашем собственном сознании и бытии это отчетливо выразил блаженный августин всякий постигающий что он сомневается сознает нечто истинное и уверен в том что он постигает т е уверен в чем-то истинном итак всякий сомневающийся есть ли истина имеет в себе нечто истинное в чем он не сомневается а нечто истинное не может быть таковым иначе чем в силу истины и я сказал себе разве истина есть ничто только потому что она не разлита ни в конечном ни в бесконечном пространстве и ты воззвал ко мне издалека да она есть я семь сущий и я услышал как слышат в сердце и всякое сомнение совершенно покинуло меня скорее я усомнился бы в том что я живу чем что есть истина так простой и неприметный факт нашего знания хотя бы лишь знание о бессмысленности и тьме нашей жизни удостоверяет нас не только в нашем собственном бытии но и в бытии божественного вечного и всеобъемлющего сверхмирного начала истины хотя бы лишь как света чистого знания наши горизонты расширились целый новый и неизмеримо более глубокий значительный и прочный мир мир истинного духовного бытия впервые обрисовывается хотя лишь смутно и частично что эмпирическая жизнь как таковая будь то наша личная жизнь будь то жизнь мировая бессмысленна не удовлетворяет условиям при которых осуществим смысл жизни это принадлежит к самому ее существу но ею совсем не исчерпывается истинное бытие и к нему-то мы должны теперь обратить наш духовный взор оглянемся на самих себя и спросим откуда это наше томление о смысле откуда наша неудовлетворенность и влечение к чему-то принципиально иному к чему-то что как мы видели так резко и решительно противоречит всем эмпирическим данностям жизни если бы люди действительно были только животными существами которые движимы только стихийными страстями самосохранения и сохранения рода они подобно всем другим животным не томились бы бессмысленностью жизни и не искали бы смысла жизни лежащее в основе этого томления и искания влечение к абсолютному благу вечной жизни и полноте удовлетворенности жажда найти бога приобщиться к нему и в нем найти покой есть тоже великий факт реальности человеческого бытия откуда этот разлад между человеческой душой и всем миром в состав которого ведь входит и она сама откуда как разлад возник и отчего же в общем хоре душа не то поет что море и ропщет мыслящий тростник мы ищем абсолютного блага но в мире все блага относительны все суть лишь средства к чему-то иному в конце концов средства к сохранению нашей жизни которая совсем не есть бесспорное и абсолютное благо откуда же в нас это понятие абсолютного блага мы ищем вечной жизни ибо все временное бессмысленно но в мире все в том числе мы сами временно откуда же в нас само понятие вечного мы ищем покоя и самоутвержденности жизненной полноты но в мире и в нашей жизни мы ведаем только волнение переход от одного к другому частичное удовлетворение сопутствуемое нуждой или же скукой пресыщения откуда же родилось в нас это понятие блаженного покоя удовлетворенности если я обращусь к своему собственному исканию смысла жизни то я ясно вижу что оно само есть проявление во мне реальности того что я ищу это парадоксально но искание бога есть уже действие бога в человеческой душе не только бог есть вообще иначе мы не могли бы его помыслить и искать так непохоже то чего мы здесь ищем на все знакомое нам из чувственного опыта но он есть именно с нами или в нас он в нас действует и именно его действие обнаруживается в этом странном столь нецелесообразном и непонятном с мирской точки зрения нашем беспокойствии нашем искании того что в мире не бывает ты создал нас для себя и неспокойно сердце наше пока не найдет тебя добро вечность полнота блаженной удовлетворенности как и свет истины все то что нам нужно для того чтобы наша жизнь обрела смысл есть не пустая мечта не человеческая выдумка все это есть на самом деле свидетельство тому мы сами наша мысль об этом наши собственные искания человеческая слепота и недогадливость замкнутость человеческого взора шорами которые позволяют ему глядеть только вперед и не дают оглянуться не есть же опровержение реальности того чего не видит этот взор эта реальность с нами и в нас каждый вздох нашей тоски каждый порыв нашего глубочайшего существа есть ее действие и значит свидетельство о ней и надо только научиться как говорил платон повернуть глаза души чтобы увидеть то чем мы живем движемся и есмы и теперь мы можем объединить два найденных нами условия смысла жизни мы видели через анализ самого нашего понимания бессмысленности жизни что в нем самом обнаруживается действие сущей истины как света знания и мы видели дальше что в самом нашем искании в самой неудовлетворенности бессмысленностью жизни обнаруживается присутствие и действие начал противоположных этой бессмысленности в самом знании бессмысленности жизни в самом холодном теоретическом ее констатировании конечно содержится бессознательно момент искания смысла момент неудовлетворенности иначе мы не могли бы образовать и теоретического суждения предполагающего оценку жизни с точки зрения искомого ее идеала и с другой стороны мы не могли бы ничего искать ничем сознательно томиться если бы мы вообще не были сознательными существами если бы мы не могли знать и нашей нужды и того что нам нужно для ее утоления мы хотим знать чтобы жить а жить значит с другой стороны жить не в слепоте и тьме а в свете знания мы ищем живого знания и знающей озаренной знанием жизни истинная жизнь которой мы ищем и смутное биение которой в нас мы ощущаем в самом этом искании есть единство жизни и истины жизнь не только озаренная светом но слитая с ним светлая жизнь и в последней глубине нашего существа мы чувствуем что свет знания и искомое нами высшее благо жизни суть две стороны одного и того же начала сверхэмпирическое абсолютное в нас мы сразу сознаем и как свет знания и как вечное благо как то неизъяснимое высшее начало которое русский язык обозначает непереводимым и неисчерпаемым до конца словом правда где-то в глубине нашего собственного существа далеко от всего что возможно в мире и чем мир живет и вместе с тем ближе всего остального в нас самих или на том пороге который соединяет последние глубины нашего я с еще большими последними глубинами бытия есть правда есть истинное абсолютное бытие и оно бьется в нас и требует себе исхода и обнаружения хочет залить лучами своего света и тепла всю нашу жизнь и жизнь всего мира и именно это его биение это непосредственное его обнаружение и есть та неутоленная тоска по смыслу жизни которая нас мучит мы уже не одиноки в наших исканиях и они не кажутся нам столь безнадежными как прежде 6 оправдание веры в бога мы верим поскольку мы верим что добро есть не только вообще сущее начало подлинная сверхмирная реальность но и единственная истинная реальность обладающая поэтому полнотой всемогущества бессильный бог не есть бог не заключается ли мучающая нас бессмысленность жизни именно в том что лучи света и добра в ней так слабы что лишь смутно и издалека пробиваются сквозь толщу тьмы и зла что они лишь еле мерещатся нам а господствуют и властвуют в жизни противоположные им начала пусть в бытии подлинно есть правда но она в нем затеряна и бессильна ибо если само бытие правды мы можем признать несмотря на бессмысленность всей эмпирической жизни именно как особое сверхмирное начало то ее могущество или ее всеединство признать не можем ибо оно противоречит бесспорному факту бессмысленности жизни никакими логическими ухищрениями и тончайшими рассуждениями нельзя распутать это противоречие честно и до конца убедительно его преодолеть и все же наше сердце его преодолевает и в вере в особом высшем акте сердечного знания мы ясно усматриваем самоочевидную наличность условий смысла жизни очевидность всемогущества правды и полную совершенную утвержденность нас самих всего нашего существа в ней и эта вера есть не просто слепая вера с логической парадоксальностью с невероятностью она сочетает высшую совершенную достоверность и самоочевидность и только по слабости нашей мы в жизни постоянно теряем уже достигнутую самоочевидность и снова впадаем в сознание ее невероятности в мучительные сомнения правда есть высшее благо совершенство и полнота удовлетворенности именно здесь то полное адекватное знание которое мы назвали сердечным знанием или верой ясно говорит нам что высшее добро или совершенство и бытие есть одно и то же что на самом деле и в последней глубине оно одно только истинно есть и его-то мы разумеем когда говорим о том истинном бытии которое нам нужно и которого мы ищем для отвлеченного или теоретического знания это есть наиболее трудное и парадоксальное утверждение но к примеру не видим ли мы что многое существующее на свете или вернее даже все на свете несовершенно не видим ли мы даже что совершенство напротив неосуществимо в мире и есть только предмет нашей мечты нашего бессильного томления так для холодного теоретического знания реальность становится синонимом несовершенства а совершенство синономом нереальности только идеалом чем-то только воображаемым и призрачным но нам уже открылось что эмпирическое существование как таковое не только не исчерпывает собой бытия но и совсем не принадлежит к нему не есть истинное бытие однако вместе с тем это истинное бытие самоочевидно есть и когда мы всем существом нашим вглядываемся и сознательно вживаемся в это истинное бытие мы знаем что оно есть именно то что мы зовем совершенством или высшим благом здесь мы должны вспомнить то о чем мы говорили при рассмотрении условий возможности смысла жизни простое существование как растрата сил жизни в погоне за ее сохранением конечно не есть высшее благо не есть абсолютная ценность а есть нечто что осмысляется лишь через отдачу его на служение истинному благу но с другой стороны это истинное благо которого мы ищем не есть какая-то ценность с особым ограниченным содержанием будь то наслаждение или власть или даже нравственное добро мы стремимся к полной прочной безмерно-богатой жизни или попросту говоря мы стремимся обрести саму жизнь в противоположность ее призрачному и обманчивому подобию нашей реальной жизни последнее абсолютное бытие основа всего сущего есть блаженство и совершенство так воочию раскрывается перед нами последняя тайна бытия лучший образец и символ этой тайны есть как мы уже говорили любовь существо религиозной веры в том что сознание тождества последних глубин бытия с абсолютным совершенством благостью и блаженством есть то что спасает нас от ужаса и бессмысленности эмпирической жизни мы обретаем это спасение тогда когда энергией нашего духовного устремления и вместе как незаслуженный дар свыше мы вдруг открываем в себе высшее центральное и объединяющее чувство вносящее мир и успокоение в нашу душу благоговение благоговение есть непосредственное единство страха и любовной радости в нем мы открываем что безмерные глубины жизни несут нашей душе не слепое и парализующее нас чувство безысходного ужаса а радостное сознание величия и неизъяснимой полноты бытия и что радость счастие покой по которым мы томимся суть не мечта не бегство от бытия а первооснова благоговение есть страх божий страх дарующий слезы умиления и радость совершенного покоя и последнего приюта благоговение есть страх преодоленный любовью и насквозь пропитанный и преображенный ею по слову апостола иоанна богослова в любви нет страха но совершенная любовь изгоняет страх потому что в страхе есть мучение боящийся же несовершенен в любви поел иоан iv 18 с другой стороны непосредственно вместе с этим благоговением и удостоверением бытия бога нам удостоверяется и наша причастность к нему его близость и доступность нам и следовательно возможность для нас обретения полноты и совершенства божественной жизни ибо бог не только открывается нам как иное высшее безмерно превосходящее нас абсолютное начало но вместе с тем он открывается нам как источник и первая основа нашего собственного бытия ведь мы непосредственно чувствуем что мы лишь постольку живем и подлинно существуем поскольку соеденены с ним мы сознаем себя образом и подобием бога ибо он сам светит не только нам но и в нас его сила есть основа всего нашего бытия мы не можем отожествить себя с богом но мы не можем и отделить себя от бога и противопоставить себя ему ибо мы в то же мгновение исчезаем обращаемся в ничто и мы начинаем прозревать тайну боговочеловечения и боговоплощения богу мало было сотворить мир и человека ему надо было еще наполнить и пронизать собою человека и мир противоречие между нашей эмпирической нищетой и тленностью и нашей полнотой и вечностью так же мало опровергает самоочевидный факт нашей божественности как мало нищета и убожество человека может опровергнуть знатность его происхождения достоинство его крови бог есть основа человеческой жизни ее питание то что ей самой нужно чтобы быть подлинной жизнью чтобы выявить и воплотить себя чтобы незыблемо себя утвердить существование бога как всеблагости и вечной жизни в этом христианском его понимании совпадает с близостью доступностью его человеку с способностью человека приобщиться божеству и заполнить им свою жизнь оба условия смысла жизни даны сразу в нераздельном и неслиянном богочеловечестве в силу него божье дело есть мое собственное дело и отдавая свою жизнь служению богу рассматривая всю ее как путь к абсолютному совершенству я не теряю жизни не становлюсь рабом который служит другому и сам остается с пустыми руками а напротив впервые обретаю ее в этом служении господь иисус христос сказал кто хочет душу свою сберечь тот потеряет ее а кто потеряет ее ради меня то сбережет ее ибо что пользы человеку приобресть весь мир а себя самого погубить лук ix 24-25 заповедь будьте совершенны как совершенен отец ваш небесный эта единственная всеобъемлющая заповедь нашей жизни или что то же заповедь бесконечной всеми силами души любви к богу есть вместе с тем путь к обретению вечного и нетленного сокровища к обогащению нашей души наш путь есть не смерть а жизнь поистине прав господь сказавши иго мое благо и бремя мое легко но вместе с тем это есть путь борьбы и отречения борьбы смысла жизни против ее бессмысленности отречения от слепоты и пустоты ради света и богатства жизни действию бога в нас и подлинному осуществлению нашей жизни всюду противодействуют...

← раньше

позже →


Рейтинг блогов



 

откуда • куда • где • eureka!
Бездарно потраченное время:
105831 день