15 февраля 2009 года в МИФИ впервые состоится олимпиада школьников «Наноэлектроника», гласит новость на МИФИст.ру, присланная тут давеча Валерием Алексеевичем Лапшинским.
Российский национальный метод сотворения нанотехнологий (приставление магического буквосочетания «нано» к каждому второму слову в речи и на письме) стремительно внедряется во всех областях науки и техники. Добрался он и до МИФИческих олимпиад для несчастных школьников.
Особенно радует фраза в новости:
Задачи для участников придумали преподаватели кафедры «Микро- и наноэлектроники» МИФИ.
Не составили, не разработали, а вот так вот — придумали. Хорошо, что не «выдумали» (хотя, как потом выяснилось, это было бы самое точное). Ну, поглядим, чего они там напридумывали по наноэлектронике для одиннадцатиклассников:
Какова электрическая емкость островка металла (такие структуры иногда называют квантовыми точками), имеющий сферическую форму с радиусом R0 = 1 нанометр. Считать, что кусочек металла и находится в среде с диэлектрической проницаемостью 1.
Сравнить электрическую емкость такой наночастицы с емкостью земного шара.
[...]
Оценить предельное расстояние, на котором снайпер, вооруженный инфракрасным прицелом с фотоприемным устройством на основе наногетероструктур...
[...]
Однослойная углеродная нанотрубка под действием гидростатического давления...
Вот я читал это и думал: что-то мне это все напоминает... Что-то такое из детства.
Ну, конечно! Григорий Остер, задачник «Ненаглядное пособие по математике»:
Мряка и Бряка нашли чалочку, длина которой 9 тягусиков.
Мряка отгрызла себе 4 тягусика, а остальное отдала Бряке.
Вырази длину доставшейся Бряке части чалочки в длиниках,
имея в виду, что длина каждого тягусика 7 длиников.
Клюша наклюсюкал 256 парфусиков, а Плюша наплюфукал
в 3 раза больше парфусиков, да еще и отнял у Клюши половину
его парфусиков. Сколько парфусиков у Плюши?
Берем, значит, обычные задачки, вставляем туда побольше непонятных слов и — вуаля! — обычный физический тур «Росатома» превращается... превращается... в элегантную олимпиаду по наноэлектронике.
Я, кажется, понял, как преподавать нанотехнологии в школе. А хоть бы и первоклашкам:
С помощью электронно-зондового микроскопа Коля насчитал внутри углеродной нанотрубки 11 наночастиц, а Петя в той же нанотрубке — 18. Сколько наночастиц не заметил Коля в нанотрубке, если известно, что Петя нашел их все?
Пусть форма и бредовая, но эта наноолимпиада - еще один шанс поступить в МИФИ, так что ничего плохого в этом не вижу. И, как мне кажется, это понимают и преподаватели, составившие задания, и сами абитуриенты.
Как, интересно, будут "осваиваться" ВСЕ ЭТИ ДЕНЬГИ? Как кризис может повлиять (как уже влияет на эту и другие подобные) программы?
По Олимпиаде.
Дизайн информационных сообщений тоже вызывает много вопросов. Алексей, Вы не знаете, кто этим занимается в МИФИ?
Почему "Регламент" не опубликован на самом сайте, а первое, что видишь в скачанном документе, это:
«УТВЕРЖДАЮ»
Председатель оргкомитета
и пр.
- очень важно, конечно... Особенно симпатично, что "Часто задаваемые вопросы" тоже утверждаются председателем оргкомитета. И согласованы. Кем они задаются?
Интересно также, что содержание файла FAQ во многом просто повторяет содержание документа "регламент".
Впрочем, отрадно, что олимпиада переведена в электронный вид.
Пока, как сказано в FAQ, "из-за временного отсутствия документов федерального уровня, регламентирующих поступление в ВУЗы Российской Федерации вообще, конкретные льготы абитуриентам по результатам участия в официальных олимпиадах пока не определены окончательно", то есть не существует, видимо, четкого понятия о том, что и для чего делается, - других формулировок от олимпиадных задач ожидать трудно.
Как заказ сформулирован, так он и выполняется. Тут приходится именно "придумывать".
Вопросы и ответы - это для секретарей кафедры, факультета и приемной комиссии, чтобы отвечать на возможные звонки абитуриентов, которым не понятен регламент олимпиады. И ответы, действительно, повторяют регламент в несколько иной форме.
Традиционно создать, придумать, разработать и т.п. труднее, чем критиковать. Интереснее были бы конструктивные предложения о том, какими должны быть задачи для 2-й олимпиады школьников.
Кстати, а как оцениваются вами олимпиадные задачи МГУ на НАНОМЕТРе?
> Интереснее были бы конструктивные предложения о том, какими должны быть задачи для 2-й олимпиады школьников.
Конструктивные предложения? Да пожалуйста.
1. Первым делом - называть вещи своими именами. Если задача состоит в том, чтобы определить емкость шара в диэлектрике, нужно так и писать. Если в задаче не имеет значения, об одноэлектронном в ней транзисторе идет речь или об обычном, то слово "одноэлектронный" в ней совершенно лишнее.
2. Увидев, что, оказывается, ни одна из задач не имеет, к счастью, никакого отношения к наноэлектронике, изменить название олимпиады на что-нибудь более адекватное.
Любопытная логика: сначала задачи, потом название олимпиады. В остальном подход такой же?
В предложенных задачах препдаватели кафедры, которые имеют отношение к тематике наноэлектроники, дали свое виденье этого направления. Как раз под уже запланированное название в календаре абитуриента олимпиады.
Кстати, чл.-корр. Гудилин Е.А. (из МГУ) оценил задачи положительно и предложил подумать над созданием задач для олимпиады в МГУ.
Позвольте, вы и правда считаете, что задачи в этой олимпиаде имеют какое-то отношение к наноэлектронике?
Это фикция, что бы ни говорила хоть целая армия членкоров и академиков.
Задача, которую я привел ближе к концу своего сообщения, относится к тому, что называется "нанотехнологии", ничуть не меньше, чем задачи олимпиады.
И знаете, я таких задач целую книгу могу написать. Как думаете, чл.-корр. Гудилин одобрит?
>Любопытная логика: сначала задачи, потом название олимпиады. В остальном подход такой же?
Отчего же? Обычно задачи подбираются именно по теме олимпиады. Но беда-то в том, что вам этого не удалось сделать по выбранной вами теме. Почему-то ))).
Так вот вам еще один конструктивный совет - выбросьте всю эту дурь и составьте нормальную олимпиаду из интересных задач в области нанотехнологий. А для этого - найдите специалистов в этой области, которые этим занимаются и действительно понимают что такое "наночастица" и чем она отличается от шара в диэлектрике и зачем вообще нужна. У вас среди организаторов такие есть? Нету? А если нету, так и не надо залезать в область в которой никто у вас не коппенгаген.