Летопись МИФИ

Дефрагментация мозга


ЕГЭ-2024
Тесты ЕГЭ Онлайн
Задачи ЕГЭ по математике
Решения ЕГЭ по математике

Вступительные экзамены и специальности
Фишки для Корума:
Рейтинг пользователей Корума
Настроение • Модераторы
Темы • Картина дня • Realtime
Прочие фишки:
Нецензурная брань
Народная орфография
Морзянка онлайн • Калькулятор
Анаграммы • Игра в города

Загрузка календаря

Новые записи

20.05Задача про фермера и его кредит
26.01Актуализация сервисов ЕГЭ по математике 2014 года
05.11Поломалось
28.08Смена парадигмы
18.07Как вести себя в приличном обществе, предварительно обмочив штаны
оглавление »

Лучшие записи

1.Математическое порно1563
2.Ответы ко всем задачам ЕГЭ по математике 2010 года793
3.Тесты ЕГЭ Онлайн515
4.Результаты ЕГЭ по математике368
5.Результаты ЕГЭ по русскому языку268

О чем тут?

NX VBAB Webometrics igjhs А1-08 Абитуриенты Бачинский ВКонтакте Ващенифтему Волга Диплом Дрессировка преподов Дума ЕГЭ Жизнь Забабахал Инновации История Кафедра 26 Кларк Корум Лженаука МИФИ МИФИсты Морзянка НИЯУ Нанотехнологии Наука Образование Омоймоск ПЦ Поздравляю Поиск Президент Преподы Приколы Программное обеспечение Рейтинги Русский язык Сессия Смерть Статистика Стихи Сувениринг Тест Учеба Учебные материалы ФЯУ Физтех Фотки Ядерщики матанализ

Комментарии

День памяти
  20 мая 2023 (мифи умер)

Задача про фермера и его кредит
  20 мая 2023 (Алекс)

Математическое порно
  22 марта 2023 (Angleton)

Российский Союз ректоров
  19 февраля 2023 (Hellen Paul )

В помощь юному радисту: Морзянка 1.0
  13 ноября 2022 (Сергей)

Знахари и шаманы в МГТУ имени Баумана
  5 ноября 2021 (монах из кельи)

Зачет по инженерной графике
  24 августа 2020 (Инженерная графика)

Пасынки Вселенной
  18 февраля 2020 (Max Brown)

Финансовая пирамида за 10 рублей
  7 февраля 2020 (Флора Миллс)

База решений задач ЕГЭ по математике
  26 декабря 2019 (Мария)

$kib@t®onЪ
Сейчас на скибатроне
Шедевры
Я ищу слово,  «» 

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z

Слово «стр»
впервые сказано пользователем Prosecutor 23.04.2005 в 23:05,
и с тех пор употреблялось 1141 раз.
СообщенияПользователиПользователи (top10)Проверить

Сообщения со словом
«стр»

Запрос выполнился за 0.0267 сек.
  1. 25.06.2010, 15:42. cosmion в теме
    «Требуется WEB - дизайнер»
    ... необходимо разработать небольшой сайт-визитку около 10 стр оплата по факту выполнения работ 7 926 574-71-52...
  2. 18.06.2010, 00:28. Vladimir1989 в теме
    «Национальная идея»
    ... такова теперь задача речь на viii съезде влксм т 11 стр 77 и в сталин
  3. 04.06.2010, 14:41. Мавр в теме
    «Замедление хода движущихся часов в СТО Эйнштейна - это заблуждение по недоразумению»
    ... единицы физических величин и их размерности м наука 1969 стр 17-18 можно прочитать поэтому всегда при математической формулировке и при изложении различных физических явлений и законов которым эти явления подчиняются и их теоретическом анализе под символами физических величин понимают числа которыми эти величины выражаются при принятых единицах измерения в дальнейшем мы также всегда будем придерживаться такого понимания символов а например г а лоренц автор знаменитых преобразований лоренца также входящих в фундамент сто писал 45 время изучив путь точки можно рассматривать те места где она находится в определенные моменты и то время которое требуется ей для перемещения из одного места в другое определенный момент времени указывают числом единиц времени истекших после определенного мгновения начала счета времени или если рассматриваемое мгновение предшествует этому началу счета то числом единиц времени которые должны пройти до начала счета соответственное число единиц времени мы будем обозначать t мы будем считать его положительной величиной если оно относится к моменту после начала счета времени и отрицательной если оно относится к моменту перед началом счета см стр 46 книги 3 лоренц г а курс физики одесса 1910 матезисъ перевод под ред проф н п кастерина и только уже где-то в конце хх столетия в физике утвердилось понимание что физические законы выражаются в виде математических соотношений между физическими величинами под последними понимают измеряемые характеристики свойства физических объектов предметов состояний процессов каждая физическая величина представляет собой произведение численного значения на единицу измерения физическая величина численное значение единица измерения cм например 4 х кухлинг справочник по физике м мир 1983 стр 9 но в начале хх века когда сто создавалась творцы сто милева марич и альберт эйнштейн давая определение физической величине время события определили её не как физическую величину а как число они писали время события это одновременное с событием показание angabe покоящихся часов которые находятся в месте события и которые идут синхронно с некоторыми определенными покоящимися часами причем с одними и теми же часами при всех определениях времени die zeit eines ereignisses ist die mit dem ereignis gleichzeitige angabe einer am orte des ereignisses befindlichen ruhenden uhr welche mit einer bestimmten ruhenden uhr und zwar f r alle zeitbestimmungen mit der n mlichen uhr synchron l uft м марич а эйнштейн 1905 г здесь время события определено не как физическая величина а как безразмерное число причем как в электронных цифропоказывающих часах так и в стрелочных часах действительно показание часов не содержит в себе единицу измерении физической величины время и не может быть физической величиной которая представляет собой произведение численного значения на единицу измерения а может быть лишь числом в лучшем случае так называемым именованным числом именованным числом называется численное значение величины взятое вместе с указанием единиц измерения так 5 кг 35 см именованные числа если же при числе не указано единиц измерения то такое число называется отвлеченным 35 отвлеченное число см справочник по элементарной математике стало быть если все законы физики являются формулами связывающими друг с другом физичекие величины то и в преобразованиях лоренца x x vt sqrt 1 v c 2 y y z z t t vx c 2 sqrt 1 v c 2 1 под всеми символами следует понимать физические величины каждая из которых есть произведение численного значения физической величины на единицу измерения физической величины то есть x x ex y y ey z z ez t t et x x ex y y ey z z ez t t et v v ev c c ev где под символами обозначенными заглавными буквами понимаются численные значения физических величин под символами обозначенными маленькими буквами понимаются сами физические величины а единицы измерения физических величин являются физическими величинами принятыми за единицу измерения 2 вытекает ли замедление времени в движущейся исо из преобразований лоренца при замене в них чисел на физические величины пусть теперь в системе отсчета со штрихованными координатами в одной и той же точке с абсциссой x1 происходят два события в моменты времени t1 t1 et и t2 t2 et где et единица времени штрихованной системы отсчета t1 t1 численное значение физической величины t1 t2 t2 численное значение физической величины t2 то согласно преобразованиям лоренца 1 в которых числа заменены на физические величины эти два события произойдут в моменты времени не штрихованной исо t1 и t2 определяемые формулами t1 x1 v c 2 t1 sqrt 1 v c 2 t2 x1 v c 2 t2 sqrt 1 v c 2 2 где t1 t1 et t2 t2 et физические величины время события в нештрихованной исо t1 t1 et t2 t2 et физические величины время события в штрихованной исо x1 x1 ex физическая величина абсцисса события в штрихованной исо t1 t2 t1 t2 x1 численные значения соответствующих физических величин et et ex единицы измерения соответствующих физических величин причем связь между единицами физических величин время события двух исо определяется по формуле et et sqrt 1 v c 2 3 аналогично тому как определяется связь между произвольными промежутками времени t2 t1 и t2 t1 t2 t1 t2 t1 et t2 t1 et sqrt 1 v c 2 t2 -t1 sqrt 1 v c 2 4 но тогда из выражений 3 и 4 следует что разница показаний часов в обеих системах отсчета будет одинаковой t2 t1 t2 t1 5 и тогда в знаменитом парадоксе с близнецами один из которых летал на ракете со скоростью близкой к скорости света а другой оставался на земле после возвращения ракеты на землю возраст близнецов оказывается одинаковым ибо одинаковым оказывается число единиц времени см формулу 5 прошедших по часам одинаковым в каждой из двух систем отсчета итак после замены в преобразованиях лоренца чисел на физические величины показания движущихся часов не отстают от показаний покоящихся часов 3 истоки ошибочного утверждения о замедлении времени в движущейся системе отсчета когда считалось что в преобразования лоренца входят числа либо отвлеченные либо именованные а не физические величины ошибка легко возникала из-за того что в двух рассматриваемых инерциальных системах отсчета движущихся друг относительно друга равномерно и прямолинейно использовались одинаковые часы с равными единицами измерения времени в том случае когда часы покоились друг относительно друга а в формулы преобразований лоренца единицы измерения физических величин явно не входили возникала ошибочная иллюзия того что и для движущихся друг относительно друга часов единицы измерения времени одинаковы эта иллюзия была настолько сильной что некоторые авторы даже записав связь между единицами измерения пространства и времени в виде преобразований лоренца как например на стр 261 книги головина л и линейная алгебра и некоторые ее приложения м наука 1979 формулы связи между e1 e2 и e1 e2 тем не менее на стр 269 повторяли старые басни о замедлении времени...
  4. 03.06.2010, 20:27. Nick_ в теме
    «Расчет надежности»
    ... pcm4202-ep вот на нее дататашит схема включения как на стр 22 все параметры напряжение питания входного сигнала и т д соответствуют таблице на странице 3 как ее учитывать в расчете надежности может...
  5. 03.06.2010, 09:12. Marius в теме
    «Джордано Бруно»
    ... сабинский кардинал джулио антонио сантори епископ палестринский или сансеверинский кардинал пьетро деза титул св лаврентия в лучине кардинал доменико пинелли титул св златоуста кардинал джеронимо бернерио титул св марии supra minervam кардинал камилло боргезе титул св иоанна и павла из асколи кардинал помпео аригони титул св бальбины кардинал роберто беллармини титул св марии in via достопочтенные отцы альберто трагальоло епископ термолийский генеральный комиссарий святой службы ипполито мариа беккариа а монтерегали генеральный магистр ордена проповедников пьетро миллино из рима марчелло филонардо асессор святой службы джулио монтеренцио из болоньи прокуратор-фискал и я фламиний адриан нотарий святой римской и вселенской инквизиции в этой конгрегации были изложены следующие дела брата джордано бруно ноланца и т д заключенного и т д мемориал обращенный к святейшему был открыт но не прочитан брата джордано 380 брат джордано сын покойного джованни бруно из города нолы неаполитанского королевства рукоположенный из монахов из ордена проповедников и отступник от оного заключенный в тюрьме святой инквизиции преданный суду и подвергнутый допросу по еретическим и другим преступлениям подробнее изложенным в актах его дела возбужденный против него в связи с этими делами процесс докладывался повторно и неоднократно на конгрегациях указанной святой инквизиции и всесторонне был обсужден сегодня был сделан доклад в присутствии святейшего владыки нашего папы отцом братом ипполито мариа а монтерегали генералом всего ордена проповедников о том что по поручению указанных господ кардиналов генеральных инквизиторов совместно с генеральным прокуратором того же ордена он говорил с указанным братом джордано бруно ноланцем из того же ордена заключенным в тюрьме святой службы и увещевал его признать свою вину отказаться клятвенно отречься от еретических положений как заключающихся в его сочинениях так и выдвинутых им в его собственных показаниях и подтвердить выраженную им ранее готовность сделать это вернувшись в лоно пресвятой матери католической и апостолической римской церкви указанный брат джордано не согласился на это утверждая что никогда не писал и не выдвигал еретических положений но что они злостно извлечены слугами святой службы и выдвинуты против него он будто бы готов дать отчет во всем что писал и говорил и защищать против каких угодно богословов с которыми не пожелал бы согласиться но подчинится только постановлению святого апостольского престола если таковое состоится относительно сказанного или написанного им или святым канонам если на основании их будет доказано противоположное написанному или сказанному им не считаясь с тем что службой святейшей инквизиции ему было доказано и будет доказываться что в его писаниях и показаниях содержатся явные ереси святейший владыка наш господин климент папа viii постановил и повелел да будет это дело доведено до конца соблюдая то что подлежит соблюдению да будет вынесен приговор и да будет указанный брат джордано предан светской курии 100 381 текст приговора 8 февраля 1600 г копия приговора вынесенного против брата джордано бруно ноланца врученная губернатору рима мы лодовико мадруцци епископ сабинский джулио антонио сантори епископ палестринский или сансеверинский пьетро деза титул св лаврентия в лучине доменико пинелли титул св златоуста брат джеронимо бернерио титул св марии sopra la minerva d ascoli паоло сфондрато титул cв цецилии лючио cacсo титулов кирика и иулиты камилло боргезе титул св иоанна и павла помпео аригони титул св бальбины роберто беллармино титул св марии in via наименованные по милосердию божию священниками кардиналами святой римской церкви генеральные инквизиторы всего христианского государства против еретических преступлений особо уполномоченные святым престолом ты брат джордано бруно сын покойного джованни бруно из нолы возраста же твоего около 52 лет уже восемь лет назад был привлечен к суду святой службы венеции за то что объявил величайшее кощунство говорить будто хлеб пресуществлялся в тело и т д эти положения 101 были предъявлены тебе 18 января 1599 года в конгрегации прелатов заседавшей в святой службе и был предоставлен шестидневный срок для размышления чтобы затем ты ответил намерен ли отречься от этих положений или нет затем 25-го числа того же месяца та же конгрегация вновь заседала в установленном месте и ты ответил что готов взять назад свои утверждения если апостольский престол и его святейшество наш владыка признают эти восемь положений окончательно еретическими и ли если его святейшество признает их таковыми или по наитию святого духа определит их как таковые и немедленно же вслед за тем ты представил письменное заявление обращенное к его святейшеству и к нам которое как ты говорил содержит твои оправдания и затем 4 февраля 1599 года было постановлено снова предъявить тебе указанные восемь положений и действительно они были предъявлены тебе 15-го числа того же месяца с тем чтобы если ты признаешь их еретическими и пожелаешь отречься тебя приняли в покаяние в противном случае тебе было бы предоставлено сорок 382 дней чтобы покаяться ты заявил что признаешь эти восемь положений еретическими готов проклясть их и отречься от них в том месте и в то время когда будет угодно святой службе и не только от этих положений но сказал что готов проявить всяческое послушание относительно других положений предъявленных тебе раньше но затем ты представил другое заявление находящееся в делах святой службы обращенное к его святейшеству и к нам из него с совершенной очевидностью обнаруживается что ты упорно держишься этих своих заблуждений 102 кроме того получены были сведения о поступлении в святую службу в верчеллах донесения о том что тебя признавали атеистом когда ты находился в англии и что ты написал книгу о торжествующем звере 10 сентября 1599 года тебе был предоставлен сорокадневный срок для покаяния после чего с тобою должны были поступить так как приказывают и повелевают святые каноны несмотря на это ты упорно и нераскаянно держался своих заблуждений и ересей посему были уполномочены брат ипполито мариа беккариа генерал и брат паоло исарезио делла мирандола прокуратор ордена твоего братства чтобы они убеждали и увещевали тебя признать свои тягчайшие заблуждения и ереси несмотря на это ты оставался настойчивым упорным непреклонным в упомянутых своих лживых и еретических мнениях посему после того как были рассмотрены и обсуждены ведущийся против тебя процесс и собственные твои признания в заблуждениях и ересях твое упорство и непреклонность ибо ты отрицал что они являются заблуждениями и ересями как и все остальные предметы подлежащие рассмотрению и обсуждению дело твое было сперва поставлено на рассмотрение нашей генеральной конгрегации происходившей в присутствии его святейшества нашего владыки 20 января сего года и после голосования и обсуждения мы пришли к нижеследующему приговору призвав имя господа нашего иисуса христа и его преславной матери приснодевы марии на основании сего дела и ранее обсуждавшихся в сей святой службе дел джулио монтеренцио доктор прав 103 прокуратор-фискал указанной святой службы с одной стороны и ты вышеназванный брат джордано бруно преступник состоящий под судом инквизиции изобличенный тягчайший нераскаянный непреклонный и упорный с другой стороны в силу этого нашего окончательного приговора согласно совету отцов магистров святого богословия и докторов обоего гражданского и церковного права наших советников излагаем в письменной форме следующее 383 называем провозглашаем осуждаем объявляем тебя брата джордано бруно нераскаянным упорным и непреклонным еретиком посему ты подлежишь всем осуждениям церкви и карам согласно святым канонам законам и установлениям как общим так и частным относящимся к подобным явным нераскаянным упорным и непреклонным еретикам и как такового мы тебя извергаем словесно из духовного сана и объявляем чтобы ты и в действительности был согласно нашему приказанию и повелению лишен всякого великого и малого церковного сана в каком бы ни находился доныне согласно установлениям святых канонов ты должен быть отлучен как мы тебя отлучаем от нашего церковного сонма и от нашей святой и непорочной церкви милосердия которой ты оказался недостойным 104 ты должен быть предан светскому суду и посему мы тебя предаем суду монсеньора губернатора рима здесь присутствующего дабы он тебя покарал подобающей казнью причем усиленно молим да будет ему угодно смягчить суровость законов относящихся к казни над твоею личностью и да будет она без опасности смерти и членовредительства сверх того осуждаем порицаем и запрещаем все вышеуказанные и иные твои книги и писания как еретические и ошибочные заключающие в себе многочисленные ереси и заблуждения повелеваем чтобы отныне все твои книги какие находятся в святой службе и в будущем попадут в ее руки были публично разрываемы и сжигаемы на площади св петра перед ступенями и как таковые были внесены в список запрещенных книг и да будет так как мы повелели 105 так мы говорим возвещаем приговариваем объявляем извергаем из сана приказываем и повелеваем отлучаем передаем и молим поступая в этом и во всем остальном несравненно более мягким образом нежели с полным основанием могли бы и должны были бы сие провозглашаем мы кардиналы генеральные инквизиторы поименованные ниже кард лодовико мадруцци кард джулио антонио сансеверина кард пьетро деза кард д оменико пинелли кард джеронимо аскулано кард лючио cacсo кард камилло боргезе кард п омпео аригони кард роберто беллармини 384 оглашено и дано изложенное выше решение помянутыми выше кардиналами генеральными инквизиторами заседающими в трибунале рима в генеральной конгрегации святой римской и вселенской инквизиции на собрании кардиналов инквизиторов в риме во дворце где обычно пребывают указанные выше кардиналы в доме кардинала мадруцци у церкви святой агнесы в агоне в год от рождества христова 1600 в день месяца февраля восьмой причем указанный брат джордано был предварительно приведен вчера и доставлен сюда одним из курьеров святейшего папы для заслушания вышеизложенного приговора в тот же день согласно приказанию кардиналов генеральных инквизиторов брат джордано был выведен из тюрьмы святой инквизиции и доставлен во дворец где обычно пребывает вышеуказанный кардинал мадруцци пред лицо кардиналов в его присутствии чтобы он слышал был зачитан и оглашен ясным и внятным голосом указанный приговор по приказанию кардиналов мною нижеподписавшимся нотарием причем двери дворца конгрегации оставались открытыми в присутствии также отца бенедикта маннино епископа казерты пьетро миллино из рима папского референдария и брата франческо петрасанта из рипальты из ордена проповедников прелатов и советников инквизиции а также множества различных лиц свидетелей происходящего 106 приговор о запрещении книг джордано бруно после издания в 1596 г указателя запрещенных книг по повелению папы климента viii святым престолом были запрещены и арестованы многие другие книги содержащие мнения ложные еретические вводящие в заблуждение и соблазн губящие добрые нравы и христианское благочестие эти книги могут исполнить некоторых людей воззрениями не подобающими совести и враждебными верховной власти ввиду этого мы брат джованни мариа бризигелли из ордена проповедников магистр святого дворца ординарный судья по долгу порученной нам святой службой обязанности озаботились принять меры чтобы в городе риме не печатались не продавались не передавались из рук в руки и ни у кого не находились запрещенные и арестованные книги 107 перечисляемые ниже к их числу относятся джордано бруно ноланца все книги и писания безусловно запрещены 385 повеление утверждено 7 августа 1603 г и оглашено на кампо ди фьоре а также в апостолической канцелярии как подобает по обычаю мною лаэрцио чекетти апостолическим курьером обряд церковного проклятия джордано бруно 108 14 марта 1600 г епископу сидониа уплачено за снятие сана с чиприана кручиферо 2 скуди за снятие сана с джордано бруно 2 скуди передача джордано бруно в руки гражданской власти для сожжения 8 февраля 1600 г в присутствии светлейших господ против брата джордано бруно ноланца отступника из ордена проповедников нераскаянного и упорного еретика вынесен приговор он передан светской курии отца владыки губернатора присутствовавшего на этой конгрегации сообщение о предстоящем сожжении джордано бруно 12 февраля 1600 г аввизи ди рома 109 сегодня мы рассчитывали увидеть торжественнейшее выполнение правосудия по неизвестным причинам оно не состоялось оно должно было совершиться над доминиканским монахом ноланцем упорнейшим еретиком которому был вынесен приговор в среду во дворце кардинала мадруцци как автору различных чудовищных мнений он защищал их упорнейшим образом и продолжает защищать несмотря на то что его ежедневно посещают богословы об этом брате сообщают что он провел два года в женеве затем читал лекции в высшей школе в тулузе и после того в лионе а позже в англии там как сообщают его взгляды не встретили одобрения и потому он переехал в нюрнберг а оттуда прибыл в италию где и был схвачен говорят что в германии он много раз вступал в диспут с кардиналом беллармином 110 в общем этот презренный если ему не поможет бог хочет умереть нераскаянным и быть сожженным живым 386 извещение о сожжении джордано бруно 19 февраля 1600 г аввизи ди рома в четверг утром на кампо ди фьоре сожжен живым преступник брат доминиканец ноланец о котором уже было писано раньше упорнейший еретик создавший по своему произволу различные догматы против нашей веры и в частности против святейшей девы и святых упорно желал умереть оставаясь преступником и говорил что умирает мучеником и добровольно и знает что его душа вознесется вместе с дымом в рай 111 но теперь он увидит говорил ли правду 19 фeвpаля 1600 г риторни ди рома в четверг сожжен живым на кампо ди фьоре брат доминиканец из нолы упорный еретик с языком зажатым в орудии в наказание за преступнейшие слова которые он изрекал не желая выслушивать духовников и других 112 он провел 12 лет в тюрьме святой службы 113 откуда в первый раз ему удалось освободиться сообщение ученика джордано бруно вентимилья о его сожжении в рукописи капитана манчини принадлежащей профессору пьерантони 114 можно почти вполне отчетливо прочесть слова графа вентимилья ученика бруно присутствовавшего при сожжении граф вентимилья сообщает что бруно обратился к судьям со словами вы с большим страхом произносите приговор надо мною чем я выслушиваю осуждение и перед смертью убеждал графа вентимилья следовать по его славному пути уклоняясь от заблуждений и суеверий 387 донесение братства усекновения главы иоанна крестителя от 16 февраля 1600 г в ночь на четверг сегодня в два часа ночи братству 115 было сообщено что утром должно совершиться правосудие над некиим нераскаянным поэтому в шесть часов ночи отцы духовники и капеллан собрались в церкви св урсулы и направились к тюрьме в башне нона вошли в нашу капеллу и совершили обычные молитвы так как там находился нижеуказанный приговоренный к смерти осужденный а именно джордано сын покойного бруно брат-отступник ноланец из королевства нераскаянный еретик наши братья увещевали его со всяческой любовью и вызвали двух доминиканцев двух иезуитов из новой церкви и одного из церкви св иеронима которые со всяческим снисхождением и великой ученостью разъясняли ему его заблуждения но в конце концов вынуждены были отступиться перед его проклятым упорством ибо мозг и рассудок его вскружены тысячами заблуждений и суетностью так он упорствовал в своей непреклонности пока слуги правосудия не повели его на кампо ди фьоре обнажили и привязав к столбу сожгли живым причем наше братство все время находилось при нем воспевая литании а духовники увещевали его до последнего момента убеждая отказаться от упорства в котором он в конце концов завершил свою жалкую и несчастную жизнь место сожжения джордано бруно костер находился вблизи дома расположенного на углу площади кампо ди фьоре 116 и переулка лучников на фасаде находился большой камень с латинскими стихами написанными в 1483 г смотрителями улиц г б и л моргани в честь сикста iv в качестве коммеморативной надписи для улицы цветов via florea комментарии 100 постановление конгрегации от 20 января представляет собой смертный приговор 8 февраля был опубликован обвинительный акт и приговор предназначенный для широкого публичного оглашения ответ джордано бруно кратко изложенный ипполитом беккария сводится по существу к тому что он не подчиняется авторитету церкви и требует чтобы инквизиторы доказали неправильность его взглядов на основании проверенных фактов и доводов замечание джордано бруно о том что он готов подчиниться святому апостольскому престолу если на папу снизойдет святой дух приведенное в оглашенном тексте приговора см стр 379 имеет характер явной насмешки 101 как видно из дальнейшего речь идет о восьми еретических положениях джордано бруно эти положения послужившие формальным основанием для осуждения и казни джордано бруно впервые упоминаются в заседании конгрегации 14 января 1599 г как собранные из его книг и процесса см v spampanato documenti della vita di giordano bruno firenze 1933 p 173 в данном документе который дошел до исследователей в сильно попорченном виде перечень этих восьми положений отсутствует хотя по смыслу он должен бы находиться перед словами эти положения есть основания полагать что это место было умышленно изъято архивариусами инквизиции перед опубликованием документа здесь из восьми положений сохранилось лишь одно отрицание джордано бруно таинства пресуществления документы римской инквизиции позволяют установить как были сформулированы еще два положения в докладе кардинала беллармино конгрегации 24 августа 1599 г говорится что джордано бруно готов дать разъяснения о двух положениях а именно первом где он трактует о новатианской ереси и седьмом где он трактует о том находится ли душа в теле наподобие кормчего на корабле v spampanato documenti p 182 как были сформулированы инквизицией остальные еретические положения приписываемые джордано бруно из опубликованных документов не видно 102 краткое изложение хода судебного процесса заключает в себе ряд важных фактических данных которые отсутствуют в других документах джордано бруно не только устно заявил о своем решительном отказе подписать отречение но и изложил свое мнение в письменном виде это четвертое и последнее произведение джордано бруно из числа написанных им в тюрьме уничтоженное инквизицией как и остальные 103 как указывается в публикации nuovi documenti del processo di giordano bruno giornale critico della filosofia italiana v vi p 137 messina 1925 в этом месте на полях документа имеется надпись против брата джордано бруно ноланца из ордена проповедников приговор о передаче его светской курии 104 католическая церковь признает неразрушимый характер священнического сана снятие духовного сана представляло собой мрачную церемонию проклятия еретика и отречения церкви от него осужденного лишали духовного сана и бенефиций или феодальных привилегий так как джордано бруно принадлежал к низшему духовенству лишенному всяких привилегий и преимуществ то над ним была совершена только церемония проклятия и извержения из духовного сана 105 одновременно с приговором к сожжению самого джордано бруно инквизиция вынесла приговор о сожжении всех его книг позже состоялось особое постановление о включении его сочинений в список запрещенных книг 106 во дворец кардинала мадруцци у церкви св агнесы церковь существует и в настоящее время джордано бруно был приведен в одежде кающегося монаха с горящей свечой в руках и веревкой на шее палач поставил его на колени перед кардиналами советниками инквизиции и нотарием инквизиции читавшим приговор в тот момент когда фламиний адриан закончил чтение приговора джордано бруно поднялся с колен и громко произнес свои знаменитые слова вы с большим страхом произносите приговор чем я выслушиваю его 107 из этих слов видно что книги джордано бруно вносились в список запрещенных книг согласно вынесенному раньше постановлению инквизиции во все последующие списки запрещенных книг которые издаются ватиканом вплоть до настоящего времени сочинения джордано бруно вносятся как безусловно запрещенные и осужденные церковью 108 церемония церковного проклятия джордано бруно и снятие с него сана происходили 8 февраля обряд совершался особо назначенными для этой цели епископами документ извлечен из ведомости на выплату вознаграждения за выполнение обряда мы узнаем что одновременно с джордано бруно был осужден и возможно сожжен неизвестный нам священник чиприано кручиферо обряд проклятия оставался неизменным в течение сотен лет он совершался над джордано бруно так же как и над другими еретиками например яном гусом осужденного приводили в церковь одевали в принадлежащее его сану облачение давали ему в руки чашу с причастием затем вырывали из рук богослужебные предметы срывали священнические одежды и произносили формулы проклятия и осуждения при помощи бритвы епископ срезал кожу с пальцев на тех местах где они были помазаны елеем при посвящении в сан и выбривал наголо голову чтобы уничтожить следы тонзуры 109 аввизи назывались рукописные известия расклеиваемые на стенах рима и заменявшие в некоторой степени современные газеты риторни представляли собой сводные бюллетени сообщение о предстоящем сожжении джордано бруно взято из официальных аввизи выпускавшихся папской властью кроме них было много враждебных церкви аввизи остроумно и язвительно разоблачавших церковную политику 110 сведения сообщаемые аввизи смешивают отдельные правильные факты с явно неверными известиями в нюрнберге джордано бруно никогда не был и с беллармином в диспут не вступал 111 приписываемые джордано бруно слова явно вымышлены по крайней мере во второй части где говорится о вознесении души в рай 112 зажимание еретикам языка особыми клещами и протыкание острым иногда раскаленным орудием было введено декретом...
  6. 03.06.2010, 09:08. Marius в теме
    «Джордано Бруно»
    ... бруно направленная на обоснование развитие и распространение материализма ничего общего не имела с религиозным сектантством 3 джамбаттиста чотто сиенский книготорговец проживавший в венеции познакомился с бруно во время книжной ярмарки во франкфурте джакомо бертано венецианский книготорговец встречался с бруно во франкфурте и цюрихе на допросах не подтвердили основного содержания доносов мочениго 4 генрих наваррский будущий король франции генрих iv 1594 1610 возглавлял гугенотов в период гражданских войн бруно с полным основанием полагал что генрих примкнул к кальвинистам из чисто политических соображений 5 допрос мочениго происходил в риме в начале 1594 г 6 франческо патрици 1529 1597 философ-неоплатоник в книге перипатетические дискуссии 1571 1581 критиковал аристотеля с идеалистических позиций бруно в диалоге о причине начале и едином отрицательно отзывался об этом сочинении патрици диалоги стр 225 в книге новая философия вселенной 1591 патрици высказывает мысль об одушевленности вселенной и принимает учение коперника в марте 1592 г патрици находился в венеции и мог встречаться с бруно 7 имеется в виду папа климент viii пригласивший философа патрици в ним 8 вероятно джордано бруно продолжал в венеции работу над сочинениями о началах вещей о связях вообще и другими вошедшими в рукописный так называемый московский кодекс хранящийся ныне в государственной библиотеке ссср им в и ленина возможно речь идет также о не дошедшем до нас сочинении семь свободных искусств упомянутом бруно на допросах в венецианской инквизиции 9 предвидение бруно оправдалось генрих iv в 1594 г стал королем франции вероятно с победой генриха iv джордано бруно связывал надежды на распространение веротерпимости и на возможность своего возвращения на родину 10 английская королева елизавета 1558 1603 джордано бруно с похвалой отзывается о ней в диалогах пир на пепле о причине начале и едином и о героическом энтузиазме диалоги стр 82 195 о героическом энтузиазме стр 23 в годы пребывания бруно в англии 1583 1585 елизавета проводила политику борьбы с католицизмом 11 о деятелях реформации джордано бруно писал в обращении к читателю в сатирическом диалоге тайна пегаса с приложением килленского осла диалоги 464 во время своего пребывания в женеве в 1579 г джордано бруно подвергся преследованию со стороны сената и кальвинистской консистории за попытку издания брошюры с разоблачением ошибок реформатского проповедника делафе а в 1589 г в брауншвейге со стороны церковников-лютеран осуждая реформаторов за попытку подновить религию за религиозную нетерпимость и фанатизм джордано бруно в то же время одобрял их борьбу с папством и католической церковью см прим 100 12 поэма великого итальянского поэта лодовико ариосто 1474 1533 неистовый роланд песнь xxviii октава 99 l ari osto orlando furioso vol ii ili ed firenze 1854 p 125 13 первый допрос чотто происходил в венеции 26 мая 1592 г второй в риме в начале 1594 г 14 в саксонии джордано бруно находился с 1586 по 1588 г отъезд его был вызван преследованиями со стороны кальвинистов 15 допрос бертано происходил в венеции 26 мая 1592 г 16 джованни антонио ди латтанци арригони из вероны клирик и субдиакон ордена капуцинов монашеское имя брат челестино из вероны в 1587 г находился под следствием в римской инквизиции по обвинению в ереси находился в одной камере с бруно в венецианской тюрьме с сентября 1592 г до выдачи его римской инквизиции в феврале 1593 г летом 1593 г челестино подал донос на джордано бруно донос челестино последующие показания его и других соседей бруно по камере в венецианской тюрьме дали инквизиторам дополнительный материал тогда как до этого в их распоряжении были только доносы мочениго не подтвержденные показаниями других свидетелей 17 возможно речь идет о великопостной вечере собрании в доме английского аристократа фулка гривелла в лондоне описанном джордано бруно в диалоге пир на пепле 1584 в беседе принимал участие врач мэттью гвинн 1558 1627 18 франческо грациано родом из удине проживал в 80-х годах в венеции где занимался переводами перепиской книг в том числе и запрещенных церковью и частными уроками судя по показаниям свидетелей человек образованный он со всеми вступал в споры все считали его сумасбродом и никто ему не доверял a mercati указ соч стр 33 в 1584 г был арестован венецианской инквизицией и обвинен в ереси выступал против светской власти папы и доходов духовенства отрицал подлинность так называемого константинова дара после отречения 4 апреля 1585 г был освобожден но впоследствии арестован как вновь впавший в ересь находился в одной камере с джордано бруно в 1592 1593 гг 27 марта 1593 г был приговорен к пожизненному заключению был вызван в рим для дачи показаний по делу бруно и дважды допрошен в конце 1593 и в начале 1594 г показания грациано лучше других свидетелей соседей бруно по камере разбиравшегося в богословских вопросах наряду с доносами и показаниями мочениго и челестино дали инквизиции основной материал против бруно в феврале 1598 г грациано был освобожден из заключения 19 под джорданистами очевидно следует понимать учеников джордано бруно некоторые из них известны жан эннекен выступавший в 1586 г на диспуте в коллеже камбрэ с тезисами бруно против аристотеля иоганн генрих альштед опубликовавший в 1612 г ряд сочинений бруно иоганн ностиц выпустивший в свет 1615 г лекции бруно о великом искусстве раймунда луллия иоганн генрих гайнцель фон дегерштейн принимавший бруно в своем замке в цюрихе в 1591 г рафаэль эглин впоследствии профессор ма-рбургского университета опубликовавший в 1595 г свод метафизических терминов бруно иероним бесслер сопровождавший бруно в странствиях по германии в 1590 1591 гг и прибывший с ним в падую откуда ему пришлось уехать в нюрнберг вскоре после ареста учителя бесслером были переписаны произведения джордано бруно вошедшие в московский кодекс 20 сосед джордано бруно по камере в венецианской тюрьме 21 псалом xxxiv 22 псалом lxхх1 6 23 маттео де сильвестрис де орио был осужден на галеры сроком на 10 лет первый допрос происходил вконце 1593 г второй в начале 1594 г 24 допросы джордано бруно с первого по седьмой происходили в венеции с 26 мая по 30 июля 1592 г с восьмого по шестнадцатый в риме в 1594 г семнадцатый в конце марта 1597 г 25 догмату о троице одному из основных в христианской религии инквизиторы уделяли большое внимание это был один из центральных вопросов следствия следует учитывать что излагая свои взгляды перед инквизиционным трибуналом бруно использует богословскую терминологию и аргументацию 26 понимание бога в философии джордано бруно прямо противоположно религиозному представлению о личном и стоящем вне и над природой божестве в поэме о безмерном и бесчисленном он пишет итак мы достигли не ничтожной и маловажной но серьезной и достойнейшей совершенного человека области созерцания где мы ищем великолепия божества и природы слияния и приобщения к нему не в личности египтянина сирийца грека или римлянина не в пище питье и в каком-либо низшем веществе и не мним что находим его в этом по обычаю оглушенных людей мы ищем его в величественном царстве всемогущего в безграничном пространстве эфира в бесконечной двойственной способности природы все создавать и всем становиться откуда говорю я мы созерцаем столь великое множество звезд миров великих живых существ и божеств согласно поющих и ведущих свой хоровод без числа и без конца повсюду сообразно свойственным им цели и порядку op lat voi i рt i стр 205 джордано бруно отождествляет понятие бога и природы заявляя что природа это бог в вещах op lat voi i рt i стр 101 а также в диалоге изгнание торжествующего зверя полемизируя с аристотелем в тезисах выдвинутых на публичном диспуте в париже в 1586 г джордано бруно утверждает что достойнейшим именем природы является материя op lat voi i рt i стр 72 104 которая как он говорит в диалоге о причине начале и едином является божественным бытием в вещах диалоги стр 269 271 в философии бруно термин бог утрачивает религиозный характер и сливается с понятиями природа и материя пантеизм джордано бруно не более как исторически обусловленная форма материалистической философии 27 это положение джордано бруно означает что ипостаси лица троицы не присущи божеству а устанавливаются лишь путем рационального познания с точки зрения ортодоксального богословия эта мысль несовместима с догматами веры 28 в своих философских произведениях джордано бруно подчеркивает несовместимость рационального научного познания с религиозным откровением отвергая последнее в диалоге о причине начале и едином он противопоставляет философию и естественное созерцание наивысшему созерцанию которое подымается над природой и которое для не верующего в него невозможно и есть ничто диалоги стр 264 в предисловии к диалогу тайна пегаса с приложением килленского осла бруно причисляет божественную мудрость к ослиности и пародируя стиль церковных сочинений и проповедей показывает что религия требует отказа от науки диалоги стр 466 469 29 книга премудрости соломона i 7 30 джордано бруно имеет в виду следующее место из энеиды вергилия твердь изначала и землю и вод текучих просторы и лучезарный шар луны и светила титана дух изнутри питает и всею разлитый по членам движет громадою ум и с великим сливается телом энеида пер в брюсова и с соловьева academia 1933 стр 176 31 в диалоге о причине начале и едином джордано бруно дает следующее определение души мира итак если дух душа жизнь находится во всех вещах и сообразно известным степеням наполняет всю материю то достоверно что он является истинным действием и истинной формой всех вещей итак душа мира это формальное образующее начало вселенной и всего что в ней содержится диалоги стр 213 32 в сочинении о троице августин 354 430 писал в писании мы нигде не находим упоминания о трех лицах j p migne patrologiae cursus completus t xlii parisiis 1886 col 941 33 савеллий из птолемаиды в сирии iii в отрицал разделение лиц троицы александрийский священник арий ум в 336 г выступил против учения о единосущности троицы принятого впоследствии никейским собором 325 г 34 джордано бруно отрицал божественность христа в диалоге изгнание торжествующего зверя он высмеивает церковное учение о двойственной божественной и человеческой сущности христа изображая его в виде греческого божества кентавра хирона полу-зверя полу-человека стр 195 в поэме о безмерном и бесчисленном выступая против всякой религии против антропологического представления о божестве и возможно намекая на христианский культ страданий иисуса бруно писал однако мы иным образом нежели негодяи и глупцы определяем волю бога мы считаем нужным прилагать к нему наилучшие достославные и наиболее отвечающие его природе понятия кощунство искать его в крови клопа зашитом трупе пене припадочного под топчущими ногами палачей и в мрачных мистериях презренных колдунов мы же ищем его в неодолимом и нерушимом законе природы в благочестии души хорошо усвоившей этот закон в сиянии солнца в красоте вещей происходящих из лона нашей матери природы в ее истинном образе выраженном физически в лике божественных живых существ которые сияют на безграничном своде единого неба живут чувствуют и мыслят и восхваляют величайшее единство op lat voi i рt i стр 316 35 джордано бруно цитирует по памяти вероятно он имеет в виду следующее место из сочинения августина о троице можно в случае необходимости высказываний и споров говорить о трех лицах итак что же нам остается как не признать что произносим эти слова вынуждаемые необходимостью когда дело касается обильных рассуждений направленных против нападок или заблуждений еретиков j p m i g n e patrologise cursus completus t xlii col 941 36 имеется в виду аббат иоахим ди фьоре автор вышедшей в 1527 г книги пророчества о мужах апостольских он присоединял к троице обособленную человеческую сущность христа в качестве четвертого лица 37 в диалоге изгнание торжествующего зверя джордано бруно высмеивает церковное учение о том что в христе божественная и человеческая сущность соединены непостижимым образом стр 195 196 38 в диалоге изгнание торжествующего зверя джордано бруно пародирует евангельские рассказы о чудесах христа стр 181 182 39 по крайне туманному изложению мочениго невозможно определить в чем заключалась мысль высказанная джордано бруно 40 джулио де сало монах ордена кармелитов франческо вайа неаполитанец плотник умер вскоре после первой серии допросов соседей бруно по камере маттео де орио маттео де сильвестрис см прим 23 41 псалом xxi 2 42 евангелие от иоанна xiv 12 43 марсилио фичино 1433 1499 философ-неоплатоник основатель платоновской академии во флоренции бруно имеет в виду его трактат о сравнении жизни небес далее бруно почти дословно излагает содержание xviii главы этого произведения marsilius fieinus de vita coelitus comparanda in opera i basileae 1576 cтp 556 44 сильвио каноник из кьоццы сосед джордано бруно по камере в венецианской тюрьме упомянут также в статье 218 краткого изложения mercati указ соч стр 107 108 45 грациано хромой франческо грациано см прим 18 46 пресуществление освященного хлеба и вина в тело и кровь христа одна из основных догм христианской религии тридентский собор 1545 1563 вынес специальное постановление о святом таинстве евхаристии если кто скажет что в святом таинстве евхаристии сохраняется сущность хлеба и вина вместе с телом и кровью господа нашего иисуса христа или будет отрицать чудесное и исключительное превращение всей сущности хлеба в тело и всей сущности вина в кровь при сохранении лишь внешнего вида хлеба и вина каковое превращение католическая церковь подобающим образом называет пресуществлением да будет анафема sacrosancti et oecumenici concilii tridentini canones et decreta parisiis 1899 стp 109 47 в поэме о безмерном и бесчисленном джордано бруно выступает против догмата пресуществления и таинства причастия говоря мы ищем великолепия божества и природы слияния и приобщения к нему не в пище и питье и не в каком-либо низменном веществе op lat vol i pt i стр 205 в изгнании торжествующего зверя он говорит о себе что джордано называет вещи своими именами зовет хлеб хлебом вино вином там же он издевается над таинством причастия стр 186 48 гийом котэн библиотекарь аббатства сен-виктор в париже с которым джордано бруно часто беседовал в 1585 г отмечает в своем дневнике что бруно с презрением высказывался о тонкостях схоластов о таинствах и даже об евхаристии о которой как он говорит святые петр и павел не имели представления а только знали что это тело мое memoires de la societe de l histoire de paris et de l ile-de-france vol xxvii paris 1901 стр 295 296 49 мишель де кастельно сеньер де мовисьер 1520 1592 посол короля генриха iii при дворе английской королевы елизаветы был врагом католической лиги сторонником веротерпимости джордано бруно жил в его доме во время пребывания в лондоне с лета 1583 до октября 1585 г ему посвящены диалоги бруно пир на пепле о причине начале и едином и о бесконечности вселенной и мирах и одно латинское сочинение диалоги прим стр 526 50 псалом lхххiv 6 51 псалом xxxv 7 52 в трактате о связях вообще джордано бруно прямо считает ад плодом воображения ибо хотя не существует никакого ада воображение и представление об аде делают ад истинным и достоверным без всякого основания истинности op lat vol i pt iii стр 683 53 джордано бруно цитирует 2-ю сатиру ювенала стихи 149 152 что преисподняя есть существуют какие-то маны шест харона и черные жабы в пучине стигийской возит единственный челн столько тысяч людей через реку в это поверят лишь дети еще не платившие в банях римская сатира пер с латинского д недовича и ф петровского м 1957 стр 178 54 к учению о множественности миров джордано бруно пришел развивая учение коперника и делая философские выводы из гелиоцентрической системы оно в корне противоречило не только господствовавшей в средние века геоцентрической системе которой придерживалась и церковь но и учению церкви о том что человек венец творения что земля центр мира а иисус христос спаситель рода человеческого решительный отказ бруно отречься от учения о множественности миров послужил одной из главных причин его осуждения и казни 55 свои космологические взгляды джордано бруно изложил в диалогах пир на пепле о причине начале и едином о бесконечности вселенной и мирах в философской поэме о безмерном и бесчисленном в тезисах камераценского акротизма и в ряде других произведений 56 здесь как и в диалоге о бесконечности вселенной и мирах бруно борется с богословами их же оружием показывая что отрицание бесконечности вселенной как творения бога означает умаление бесконечного божественного могущества кто отрицает бесконечное действие отрицает бесконечную потенцию вместе с тем бруно выступает против положения выдвинутого фомой аквинским бог может сотворить все что он хочет не признавая за богом свободы воли и утверждая что деятельность бога подчинена законам внутренней необходимости отождествление воли бога и необходимости является естественным выводом из положения философии бруно о тем что природа это бог в вещах см прим 26 57 в камераценском акротизме джордано бруно определяет вселенную как бесконечную телесную субстанцию в бесконечном пространстве вселенная бесконечна миры же бесчисленны ибо отдельные тела миров конечны по величине по численности же все бесконечны op lat vol i pt i стр 75 173 174 58 под всеобщим провидением бруно понимает необходимость совпадающую со свободой божественная воля не только необходима но сама является необходимостью свобода и необходимость едины так что не следует опасаться того что если божественная сущность действует с необходимостью природы то она действует не свободно но скорее напротив она действовала бы совсем не свободно поступая иначе чем требуют необходимость и природа точнее необходимость природы о безмерном и бесчисленном op lat vol i pt i стр 243 см также вопросы истории религии и атеизма 1950 стр 411 прим 76 об отношении бруно к учению церкви о божественном провидении см прим 93 59 эти взгляды изложены джордано бруно в диалоге пир на пепле диалоги стр 60 60 относительно обитаемости других миров джордано бруно говорит в диалоге о бесконечности вселенной и мирах поэтому подобно тому как на этом холоднейшем теле которое само по себе холодно и темно существуют животные которые нуждаются в теплоте и свете солнца точно так же на этом самом горячем светящемся теле солнце существуют животные которые живут благодаря холоду окружающих тел диалоги стр 369 бруно предполагал что жизнь возможна не только на освещенных звездах планетах но и на светящихся звездах 61 псалом xxvi 13 62 псалом сiii 4 63 отстаивая мысль о возможности жизни на других мирах бруно в целях маскировки ссылается на священное писание и отцов церкви 64 псалом lххi 10 65 франческо мария виаларди виалардо ок 1540 1613 писатель поэт автор ряда политических и философских произведений в 1592 г по обвинению в сочувствии генриху наваррскому был арестован инквизицией и содержался в римской тюрьме до июня 1597 г хотя уже в 1595 г папская власть признала генриха iv католиком находясь в заключении всячески подчеркивал свои заслуги в борьбе с еретиками некоторое время находился в одной камере с джордано бруно возможно что отголоском полемики с бруно в тюрьме является одна из записей в составленном виаларди во время заключения комментарии к поэме торквато тассо завоеванный иерусалим по поводу стиха тассо подобно вечному движению луны виаларди пишет таков еретический взгляд тех которые придерживаются мнения о вечности мира ложную сущность которого я показываю в своем сочинении о физических первоначалах rivista storica italiana anno lxviii fase ili napoli 1956 стр 330 66 потрясенный предательским доносом челестино и уличающими его показаниями франческо грациано и других соседей по камере в венецианской тюрьме джордано бруно и в виларди готов был видеть предателя а в его высказываниях преднамеренную провокацию 67 признание вечности мира несовместимо с церковным тезисом о сотворении мира богом бессильные логически доказать этот тезис богословы объявляют акт творения вопросом веры а не познания столп католического богословия фома аквинский пишет что мир имел начало этого следует придерживаться на основании одной лишь веры нельзя познать этого с помощью доказательств однако в высшей мере подобает веровать в это summa ex universa sacrae theologiae antverpiae 1583 p i qu xlvi ari ii 68 это высказывание джордано бруно прямо направлено против одного из основных положений богословия фома аквинский утверждает несомненно что ничто не может быть равно богу но если бы мир существовал всегда он был бы равен богу по длительности своего существования следовательно достоверно то что мир существовал не всегда summa theologiae р i qu xlvi art ii джордано бруно в своих философских произведениях доказывает вечность природы вечность материи и нет вещества которому по природе подобает быть вечным за исключением субстанции которая есть материя но и ей тем не менее подобает быть в вечном изменении пишет он в диалоге пир на пепле диалоги стр 149 и эту же мысль отстаивает в диалоге о причине начале и едином диалоги стр 235 в камераценском акротизме бруно выдвигает тезис о несотворенности и нетленности вселенной op lai vol i pt i стр 175 в изгнании торжествующего зверя он пародирует утверждения богословов о едином акте творения мира богом стр 69 69 пьерфранческо комаскьо сосед джордано бруно по камере в венецианской тюрьме 70 в диалоге изгнание торжествующего зверя бруно пишет что моисей называемый им магом учился у египтян и по множеству знамений победил всех сведущих в магии стр 167 173 71 джордано бруно подразделяет магию на три вида естественную математическую и церемониальную или религиозную суеверную математическая магия ничего общего не имеет с математикой кроме названия она изучает образы фигуры знаки буквы рассматриваемые в качестве средств общения с высшими существами два последние вида магии бруно отвергал как антинаучные хотя и изучал содержание этих оккультных наук в комедии подсвечник бруно высмеивает суеверия своих современников и жульничество магов к естественной магии джордано бруно проявляет серьезный интерес особенно в годы предшествующие аресту он посвятил этому вопросу трактат о магии сам бруно называл его о естественной магии или о физической магии вошедший в московский кодекс op lat vol iii стр 684 предшественник бруно в этой области французский философ агриппа неттесгеймский 1486 1535 следующим образом определяет естественную магию естественная магия есть такая которая созерцает могущественные силы природных и небесных предметов изучает их скрытые способности и открывает тайные силы природы в с рожицын джордано бруно и инквизиция м 1955 стр 163 вслед за ним бруно в диалоге изгнание торжествующего зверя говорит что естественная магия занимается наблюдением природы доискиваясь ее тайн в своих сочинениях о магии джордано бруно основываясь на идее о всеобщей одушевленности природы пытается дать физическое объяснение магических явлений т е таких явлений в жизни природы и в жизни людей объяснить которые было не в состоянии современное ему естествознание f tocco opere inedite di giordano bruno napoli стр 137 138 в этом плане магия как ее понимал бруно являлась предшественницей естественных наук подобно тому как астрология предшествовала астрономии а алхимия современной химии 72 глупцы мира были творцами религий обрядов закона веры правил жизни писал джордано бруно в предисловии к диалогу тайна пегаса с приложением килленского осла диалоги стр 464 73 в том же диалоге джордано бруно называет ослиностью богословие и религию диалоги стр 465 74 в сатирическом диалоге тайна пегаса с приложением килленского осла джордано бруно дает резко отрицательную оценку схоластическому богословию и деятельности отцов церкви диалоги стр 456 486 487 75 тридентский собор 1545 1563 провозгласил анафему всякому кто стал бы выступать против служения обедни в честь святых и осуждать молитвы об их заступничестве перед богом поскольку святые правящие вместе с христом приносят богу свои молитвы за людей хорошо и полезно призывать их со смирением говорится в одном из постановлений собора sacrosancti et oecumenici concilii tridentini canones et decreta p 1899 стр 206 296 299 сравнивая в изгнании торжествующего зверя египетский культ понимаемый им как пантеистическое поклонение богу разлитому в природе с религиями идолопоклонников в греции и других странах мира бруно выступает против христианского культа святых стр 175 176 76 серафино дель аква-спарта сосед джордано бруно по камере в венецианской тюрьме упомянут также в статьях 163 и 218 краткого изложения стр 94 107 108 77 тридентский собор провозгласил анафему всякому кто стал бы утверждать что не следует поклоняться реликвиям святых sacrosancti et oecumenici concilii tridentini canones et decreta paris 1899 стр 296 299 78 о поклонении ослиному хвосту джордано бруно рассказывает в диалоге изгнание торжествующего зверя также я видел что монахи генуэзского замка показываются на короткое время и заставляют целовать мохнатый хвост стр 173 в первой сцене i акта комедии бруно подсвечник бонифацио клянется благословенным ослиным хвостом которому генуэзцы поклоняются в замке op it vol iii bari 1909 стр 29 вплоть до 1797 г в принадлежавшей доминиканскому ордену генуэзской церкви сайта мария ди кастелло хранился в серебряном ларце хвост осла на котором иисус въехал в иерусалим там же стр 30 бруно видел его во время своего пребывания в генуе в 1576 г вскоре после побега из монастыря в той же комедии подсвечник бруно высмеивает поклонение мощам различных святых в риме и торговлю амулетами op it vol iii bari стр 211 212 79 св ермакор полулегендарный католический святой первый епископ аквилеи в венеции была церковь св ермакора в которой вероятно и находилась упомянутая бруно реликвия 80 речь идет о событиях сопровождавших английскую реформацию секуляризацию монастырских имуществ и расхищение церковных богатств в царствование королей генриха viii 1509 1541 и эдуарда vi 1547 1553 81 тридентский собор xvi в провозгласил анафему всякому кто стал бы называть идолопоклонством поклонение святым образам sacrosancti et oecumenici concilii tridentini canones et decreta paris 1899 стр 296 299 против поклонения иконам и иным изображениям божества и святых джордано бруно выступает в диалоге изгнание торжествующего зверя некоторые бессмысленные и глупые идолопоклонники ищут божества не имея о нем никакого представления в останках мертвых и в бездыханных предметах стр 163 82 молитвенник бревиарий доминиканского ордена состоит из молитв католических гимнов отрывков из священного писания и житий святых расположенных по церковным праздникам и по дням календаря 83 слова которыми завершается чтение церковной службы молящиеся должны ответить господи помилуй mercati sommario del processo di giordano bruno citta del vaticano 1942 стр 94 84 серафино дель аква-спарта см прим 76 85 рассказами о подобных чудесах переполнены жития святых и в частности жития св доминика приведенные джордано бруно эпизоды содержатся в житии написанном последовательницей доминика блаженной цецилией чезарини церковь и ее приобщила к лику святых там же содержатся рассказы о том как св доминик загнал в реку дьявола явившегося в виде ящерицы о двух головах или в другой раз ощипал заживо ни в чем не повинного воробья который помешал его проповеди и в образе которого по убеждению присутствовавших и прежде всего самого святого явился не кто иной как сам сатана acta sanctorum augusti tomus i venetiis 1750 стр 588 86 франческо грациано см прим 18 87 этот эпизод из раннего детства джордано бруно рассказан им в сочинения печать печатей ор lat v il pt ii стр 184 185 см в с рожицын указ соч стр 38 88 джордано бруно исходит из представления о душе мира как всеобщем движущем начале жизненное начало по мнению бруно неотделимо от материи из неразрывности духа и материи из бессмертия и неуничтожимости материи бруно выводит бессмертие жизни и души идея всеобщей одушевленности противоречила точке зрения церкви считавшей душу исключительной привилегией человека даром божиим что касается пифагорейской идеи метемпсихоза переселения душ то бруно писал о ней в диалоге изгнание торжествующего зверя я думаю что если и нельзя в это поверить то во всяком случае следует хорошенько рассмотреть это мнение стр 16 89 джордано бруно вероятно имеет в виду следующее место из поэмы лукреция о природе вещей семени мы наконец небесного все порожденья общий родитель наш тот от которого все зачинает мать всеблагая земля дождевой орошенная влагой и порождает хлеба наливные и рощи густые и человеческий род и всяких зверей производит всем доставляя им корм которым они насыщаясь все беззаботно живут и свое производят потомство матери имя земля справедливо поэтому носит тит лукреций кар о природе вещей кн ii стихи 991 998 пер ф а петровского изд ан ссср 1946 стр 131 90 под бессмертной природой души джордано бруно понимает вечное свойство одушевленной материи вечную жизнь меняющую лишь свои формы этот взгляд прямо враждебен религиозно-теологическому представлению о бессмертии личной души именно поэтому инквизиторы так тщательно расследовали этот вопрос взгляды бруно на природу души идея всеобщей одушевленности природы составили наряду с идеей множественности миров важнейший пункт обвинения 91 джордано бруно подчеркивал в тайне пегаса что душа человека по своей субстанции тождественна душе животных и отличается от нее лишь своей фигурацией диалоги стр 490 он пришел к материалистическому представлению о том что человек возвысился над животным состоянием не благодаря исключительным свойствам его души и не благодаря воле божией а в силу развития органов его тела и прежде всего органа органов руки диалоги стр 492 92 астрология подразделялась на натуральную изучавшую воздействие которое якобы оказывают движения созвездий на природные явления изменения погоды и т п и юдициарную рассматривавшую влияние небесных тел на судьбы людей и всего человечества интерес бруно к астрологии несомненен и подтвержден им самим на допросах в инквизиции однако нет никаких данных о том что он соглашался с суеверными представлениями астрологов более того в комедии подсвечник он зло пы-смеипает астрологов и людей верящих их предсказаниям op it vol iii 93 джордано бруно в равной мере отрицал как веру в судьбу так и учение церкви о провидении божием в комедии подсвечник он говорит о фортуне пытаясь раздавать блага которые она держит в своих руках она идет ощупью и чаще всего натыкается на мерзавцев негодяев и злодеев которыми полон мир впрочем это но ее вина а вина того кто ее сотворил юпитер отрицает что сотворил ее как бы то ни было сотворена она или нет но именно так обстоит дело op it vol ili стр 187 блестящая сатира на учение о божественном провидении содержится в диалоге изгнание торжествующего зверя стр 67 69 94 популярный в средние века сборник магическо-астрологического характера неизвестного автора ii в до н э 95 вероятно речь идет о трактате о математической магии содержащем цитаты из нескольких книг вышедших в xvi в и из трактата альберта великого о чудесных деяниях природы это сочинение было переписано учеником джордано бруно иеронимом бесслером служителем из нюрнберга как называет его бруно и вошло в состав московского кодекса 96 мысль эта принадлежит аристотелю и лишь была повторена фомой аквинским о чем джордано бруно говорит в трактате о магии op lat vol iii стр 403 404 бруно имеет в виду начало трактата аристотеля о душе признавая знание хорошим и полезным делом можно ставить одну отрасль знания выше других либо по степени отчетливости знания либо потому что предмет данной науки более ценен аристотель о душе м 1937 стр 3 97 гийом котэн см прим 48 пишет в своем дневнике о бруно он в высшей степени питает отвращение к еретикам франции и англии за то что они презирают добрые дела memoires do la siciete de l histoire de paris vol xxvii paris 1901 стр 296 бруно ссылается на свой диалог о бесконечности вселенной и мирах относительно точного названия этого диалога в литературе существует спор не разрешенный до настоящего времени ряд исследователей основываясь на отсутствии запятой в названии диалога в первом издании de l infinito universo et mondi или de l infinito universo et mondi считает более правильным называть его о бесконечной вселенной и мирах в своем ответе на допросе в инквизиции джордано бруно как будто подтверждает это последнее толкование если только дело не в сокращении допущенном составителем протокола бруно имеет в виду следующее место из диалога где он выступает против деятелей реформации так иногда известные извратители законов веры и религии желая казаться мудрыми заражали столько народов и делали их более варварскими и преступными чем они были раньше презирающими добрые дела уверенными в себе при всех своих пороках и злодействах диалоги стр 319 98 против средневекового аскетизма бруно выступает в диалоге о героическом энтузиазме стр 19 20 99 джованни мочениго явился в римскую инквизицию с новым доносом на джордано бруно в июне 1594 г 100 первая часть сочинения джордано бруно песнь цирцеи изданного в париже в 1582 г в которой перечисляются свойства различных животных является острой хотя подчас и не вполне понятной для современного читателя сатирой на духовенство в виде обезьян там изображены монахи в виде псов монахи-доминиканцы называвшие себя псами господними вполне возможно что в виде свиньи там изображен римский папа op lat vol ii pt i стр 179 257 в прощальной речи в виттенбергском университете 1588 г джордано бруно говорит о папе что он во всеоружии с ключами и мечом с обманом и силой коварством и насилием с лицемерием и жестокостью лисица и лев наместник адского тирана отравил человечество суеверным культом и более чем животным невежеством под видом божественной мудрости и угодной богу простоты и сравнивает папскую тиару с адским псом треглавым цербером ор lat vol i pt i стр 20 21 101 галеаццо караччоли маркиз де вико 1516 1586 возглавлял итальянскую реформатскую общину в женеве 102 никколо бальбани доктор церковного права с 1551 по 1587 г был настоятелем итальянской реформатской церкви в женеве 103 альбериго джентиле 1512 1608 уроженец анконы автор труда право войны принадлежит к итальянской реформатской эмиграции во время пребывания джордано бруно в англии преподавал юриспруденцию в оксфордском университете в саксонию а джентиле прибыл с английским посольством 104 во франкфурте в 1591 г джордано бруно опубликовал три философские поэмы которые наряду с итальянскими диалогами составляют основную часть его философского наследия о безмерном и бесчисленном о монаде числе и фигуре и о тройном наименьшем и об измерении 105 постановлением тридентского собора xvi в были запрещены все сочинения лютера кальвина цвингли и других деятелей реформации sacrosancti et oecumenici concilii tridentini canones et decreta paris 1899 стр 427 106 раймунд луллий 1235 1315 испанский философ-схоласт разрабатывал искусство механического мышления при помощи кругов с начертанными на них понятиями занимался мнемоникой учением о методах развития механической памяти отвергая богословские взгляды луллия бруно много внимания уделял развитию логических мнемонических приемов луллия сочинения луллия во времена бруно были запрещены католической церковью как еретические впоследствии луллий был причислен к лику святых 107 агостино монтальчино один из самых реакционных итальянских богословов xvi в не раз приезжал в монастырь св доминика где находился джордано бруно для устройства теологических диспутов сводившихся к доказательству того или иного положения из суммы богословия фомы аквинского 108 вопрос о том отрекался ли джордано бруно ранее от своих еретических взглядов имел большое юридическое значение еретик однажды уже представавший перед судом инквизиции и отрекшийся а затем вновь впавший в ересь подлежал более суровому наказанию 109 франческо иеренимиани сосед джордано бруно по камере в венецианской тюрьме 110 имеется в виду венецианская синьория 111 книга джордано бруно о знамениях времени не сохранилась содержание ее не известно 112 о тенях идей первое дошедшее до нас сочинение джордано бруно оно посвящено не только учению о памяти но и изложению теории познания 113 содержание этого произведения джордано бруно не известно 113 имеется в виду священник доменико да ночера учитель бруно преподававший философию фомы аквинского в монастырской школе в неаполе в 1572 1574 гг с которым джордано бруно встречался в венеции незадолго до ареста он подтвердил это показание бруно во время допроса в инквизиции 115 с марта 1595 по декабрь 1597 г инквизиторы изучали философские произведения джордано бруно с целью извлечения из них еретических положений к этому времени в распоряжении инквизиции имелись все основные сочинения бруно приведенные далее положения извлечены из итальянских диалогов пир на пепле о причине начале и едином о бесконечности вселенной и мирах а также из латинских поэм о монаде числе и фигуре и о тройном наименьшем и об измерении 116 эти положения извлечены из диалога о причине начале и едином а также из поэм о монаде числе и фигуре и о тройном наименьшем и об измерении 117 в своих произведениях джордано бруно ссылается на библию не как на священное писание он дает библейским текстам рационалистическое толкование в данном случае бруно имеет в виду второй стих i главы книги бытия дух господень пребывал на водах перевод который дает бруно отличается от латинского перевода вульгаты и от русского синодального перевода дух божий носился над водою и по мнению л фирпо более точно передает древнееврейский текст l firро il processo di giordano bruno napoli 1949 стр 77 84 толкование этого места бруно дает в диалоге о причине начале и едином диалоги стр 267 118 в диалоге о бесконечности вселенной и мирах бруно пишет там где активная потенция бесконечна там с необходимостью и объект этой потенции бесконечен диалоги стр 326 119 екклезиаст xii 7 120 взгляды джордано бруно на сущность души мира и всеобщей одушевленности природы и материи изложены в диалогах о причине начале и едином и о бесконечности вселенной и мирах диалоги стр 202 213 323 и др 121 эти положения извлечены из диалогов о причине начале и едином и пир на пепле никакая вещь не уничтожается и не теряет бытия но лишь случайную внешнюю и материальную форму и когда мы видим нечто как говорится умирающим то мы должны верить не столько в его смерть сколько в изменение и в прекращение его случайного состава и построения так как вещества которые в него входят всегда остаются бессмертными диалоги стр 113 232 233 122 очевидно в разъяснениях джордано бруно приводились какие-то цитаты из библии опущенные составителем краткого изложения что касается евангелиста иоанна то бруно имеет в виду ссылку на 17-й стих i главы откровения иоанна содержащуюся в его диалоге о причине начале и едином диалоги стр 245 123 екклезиаст i 4 и i 9 в синодальном издании библии слова екклезиаста i 9 гласят что было то и будет и нет ничего нового под солнцем 124 сравнение мировой души и душ людей с отражением солнца в зеркале и в осколках зеркала содержится в трактате бруно светильник тридцати статуй если бы одно было солнце и одно огромное зеркало во всем зеркале можно было бы созерцать одно солнце и если бы случилось так что это зеркало разбилось на бесчисленное количество частей мы увидели бы как во всех частях явился полный и цельный образ солнца ор lat vol iii стр 59 60 125 псалом lvii 8 126 псалом lxx1 1 6 7 127 пропаганде гелиоцентрической системы и философских выводов из нее посвящен диалог джордано бруно пир на пепле девятая глава третьей книги поэмы о безмерном и бесчисленном называется о свете николая коперника и прославляет научный подвиг великого польского ученого op lat vol i pt i стр 380 389 128 екклезиаст i 4 5 синодальный перевод этого текста соответствует толкованию которое дает джордано бруно земля не стоит а пребывает вовеки 129 речь идет о метафорическом стиле сочинений джордано бруно в диалоге пир на пепле он говорит о звездах эти пылающие тела суть посланники извещающие о превосходстве славы и величия божия диалоги стр 60 в ответе на замечания инквизиторов бруно пытается дать приемлемое для богословов объяснение этого поэтического образа 130 псалом xviii 2 131 в диалоге о бесконечности вселенной и мирах джордано бруно пишет о земле и других мировых телах как о живых существах одаренных большим и лучшим разумом диалоги стр 376 132 под одушевленностью земли и вообще материальных тел джордано бруно подразумевал внутреннюю способность материи к движению и развитию об этом он писал в диалоге пир на пепле диалоги стр 112 133 отрицание принятого схоластами и богословами аристотелевского понимания человеческой души как формы рассматривалось церковью в качестве ереси относительно этого положения инквизиторы 24 августа 1599 г по докладу кардинала беллармина вновь потребовали объяснения от джордано бруно 134 такого рода определения души часто встречаются в произведениях джордано бруно например всякая материальная форма связана с материей душа же имеет такое же отношение к материи как мастер к дому кормчий к кораблю op lat vol iii стр 246 135 послание к филиппийцам i 23 136 книга иова x ii 137 екклезиаст i 14 в синодальном издании библии указанное место гласит видел я все дела какие делаются под солнцем и вот все суета и томление духа 138 см статьи 82 97 краткого изложения стр 373 375 в данном случае составитель не счел нужным...
  7. 30.05.2010, 15:53. Василий А. в теме
    «Вопрос к православным»
    ... сборник и м франк к 90-летию со дня рождения дубна 1998 стр 189 а вот вам загадка угадайте чьи это слова
  8. 19.05.2010, 11:11. Мавр в теме
    «Отсутствие замедления времени в СТО Эйнштейна»
    ... например х кухлинг справочник по физике м мир 1983 стр 9 поэтому если вы живете не в начале прошлого столетия...
  9. 16.05.2010, 19:45. рБ Андрей в теме
    «Ответ на обращения группы студентов МИФИ о демонтаже креста.»
    ... своих же зажиточных а комиссары были зачинщиками и подстрекателями результатом продразвёрстки явился голодомор первые серьёзные гонения на церковь были организованы большевиками в период голодомора под этим предлогом производилось изъятие церковных ценностей якобы для голодающих 23 февраля 1922 вцик издал декрет о порядке изъятия церковных ценностей находящихся в пользовании групп верующих цели большевиков изложены в известном ленинском письме членам политбюро строго секретно от 19 марта 1922 г изъятие ценностей в особенности самых богатых лавр монастырей и церквей должно быть произведено с беспощадной решительностью безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять тем лучше архивы кремля в 2 х кн кн 1 политбюро и церковь 1922 1925 гг м новосибирск сибирский хронограф 1997 г стр 143 а потом те кто осуществлял продразвёрстку по указанию цк стали разрушать храмы при сталине неоднократно повторялись репрессии против верующих расстреривали большевики и никаких языческих мотивов кроме марксистких в этих гонениях не было о причинах этих событий я ранее уже писал в теме я не спорю с тем что до крещения на руси не было письменности иероглифами охотничими письменами рунами интересны новгородские грамоты и др но вот славянская письменность как более прогрессивная вытеснила руническое письмо и иероглифы и этот процесс шёл по всей европе ну вам лично никто не запрещает писать вэнд-рунами и бустрофедонами я уже говорил что известен только единичный случай причём это было делом рук князя тут можно вспомнить убийство христиан бориса и глеба междоусобицы но церковь стремилась погасить эти конфликты никон не в счёт особый случай борьба с народными инструментами происходила на фоне реформ никона и алексея...
  10. 11.05.2010, 12:01. Прохор Отмотаев в теме
    «Где истина?»
    ... вращающихся газах http ruslabor narod ru iakovlev htm стр 42 2 опыт graeff газ в поле тяжести http www firstgravitymachine...

← раньше

позже →


Рейтинг блогов



 

откуда • куда • где • eureka!
Бездарно потраченное время:
105834 дня